+7 495968-14-39      

Олимпиады по ОБЖ (ПРАКТИКА)

Повышение эффективности 
и объективности школьных олимпиад 
по ОБЖ

на этапе демонстрации навыков оказания первой помощи 
с учетом десятилетнего опыта работы
Центральной предметно-методической комиссии (ЦПМК)
и кафедры медицины и БЖ  МПГУ на заключительном этапе 
школьных олимпиад или других подобных конкурсов

 

ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ 
В связи с ухудшением внешнеполитической ситуации резко увеличилась активность апологетов
 Красного Креста и Евросовета по реанимации
чья деятельность представляет реальную угрозу, 
как для национальной безопасности 
и обороноспособности нашего Государства, 
так и для каждого из  нас.
 
Обращение 
к Президенту Российской Федерации 
В.В. Путину от 21.12.2017 года. 

 

 

 

Как показывает многолетний опыт проведения конкурсов по оказанию первой помощи, обозначилась выраженная тенденция к снижению объективности оценки качества исполнения навыковчто значительно подрывает авторитет мероприятия.
 
В то же время, в перечень  навыков оказания первой помощи очень часто включают  малозначительные методы и способы, не представляющие решающего значения в спасении и сохранении жизни пострадавших и раненых. Например,  учащимся предлагается наложить различные виды повязок и «успокоить»  орущего статиста (оказание первой допсихологической помощи).
 
Во-первых, наложение повязок  не влияет на реальное спасение жизни пострадавших.
ВНИМАНИЕ!
Наложение  бинтовых  повязок  в условиях, когда уже через 5-6 часов на место происшествия обязательно прибудут медицинские работники не влияет на нагноительные процессы в ране, которая уже инфицирована.
 
Более того, повязка обязательно станет причиной дополнительной травматизации и излишних страданий, когда врач начнет ее снимать  для осмотра раны или места повреждения костей.  
 
 
Во-вторых, по каким критериям можно оценить качество «успокоения»? 

ВНИМАНИЕ!
Способы и методы, которые применяют профессиональные спасатели и медицинские работники для прекращения 
истероидных реакций 
не имеют право использовать школьники.

 
 
Целью  данной публикации  является  не критический разбор сложившейся ситуации, а предложение, как попытаться повысить качество освоения навыков оказания первой помощи, используя состязательную мотивацию участников олимпиад, и полностью исключить субъективность и несправедливость в оценке их действий. 
 
 
 

 
I.
Требования к перечню навыков 
оказания первой помощи

ВНИМАНИЕ!
Приказ  МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РФ N 477Н от 4.05.2012 «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи»  и рекомендации Европейского Совета реанимации  (ЕСР) носят только рекомендательный характер и необязательны в исполнении на том основании, что оказание первой помощи лицами без медицинского образования носит сугубо добровольный характер.
 
В случае категорического отказа оказать хоть какую-либо помощь, даже умирающему человеку, нет никаких санкций в наказание, как в УК РФ и ГК РФ, так и КоАП РФ.
 

 

В перечне мероприятий, указанных в Приказе № 477Н и рекомендациях ЕСР, есть целый ряд невыполнимых и, даже опасных действий: 
  • Выдвижение нижней челюсти лицом без медицинского образования может привести к повреждению шейного отдела позвоночника с развитием паралича во всех конечностях, к тому же, не существует тренажеров, позволяющих отработать этот способ и объективно оценить качество его исполнения
  • Определение наличия дыхания с помощью слуха, зрения и осязания  невыполнимо на улицах города, зимой и на ветру.
  • Проверка пульса на магистральных артериях (бедренной артерии)  невыполнима по многим причинам.
  • Искусственное дыхание "Рот к носу" невыполнимо из-за чувства брезгливости — кто сможет взять себе в рот сопливый нос пострадавшего. 
  • Придание устойчивого бокового положения может привести к нарушению целостности  спинного мозга в поясничном отделе позвоночника и параличу нижних конечностей. Более того, оно невыполнимо в условиях боя.
  • Максимальное сгибание конечности в суставе создает угрозу возникновения позиционного сдавления и неприемлемо при повреждении костей конечностей.
  • Прямое давление на рану в области височных костей – крайне опасно для жизни.
  • Наложение повязки при травмах служит излишней травматизацией и причиняет дополнительную боль, когда для осмотра места перелома врач обязательно начнет ее снимать      

     

         

     

 

 

Нелепые рекомендации

 


Перечень навыков, эффективных в спасении и сохранении жизни пострадавшего, использование которых соответствует  39 ст.  «КРАЙНЯЯ НЕОБХОДИМОСТЬ» (глава 8  УК РФ «ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ИСКЛЮЧАЮЩИЕ ПРЕСТУПНОСТЬ  ДЕЯНИЯ»)
  1. Сердечно-легочная реанимация;
  2. Сердечно-легочная реанимация при отравлении опасными газами;
  3. Поворот пострадавшего на живот;
  4. Наложение кровоостанавливающего жгута при ранении бедренной артерии;
  5. Наложение жгута при ранении шеи;
  6. Наложение жгута при ранении верхней конечности;
  7. Действия при ампутации пальцев;
  8. Извлечение инородных тел из верхних дыхательный путей;
  9. Подкладывание валика под колени при повреждении костей таза;
  10. Наложение транспортных шин. 
ВНИМАНИЕ!
Именно эти 10  навыков оказания первой помощи помогут реально спасти жизнь пострадавшего до прибытия медицинских работников.
 
Использование этих навыков соответствует требованиям ст. 39 УК РФ «Крайняя необходимость» и могут быть применены в ситуациях, когда малейшее промедление в оказании первой помощи может привести к смертельному исходу или  тяжкому увечью.
 
ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ
   
  

II.

Требования к критериям  
объективной оценки качества 
исполнения навыков оказания первой помощи
Правила составления технологических карт  

1. Проведение комплекса сердечно-легочной реанимации

 
НЕЛЬЗЯ!
Отрабатывать и демонстрировать качество исполнения этих навыков на реальном человеке. 
 
   

 Технологическая карта объективной оценки демонстрации 

практических навыков оказания первой помощи 
с использованием робота-тренажера
 
Такая технологическая карта полностью исключает субъективность оценки и дает четкое представление о качестве исполнения навыков сердечно-легочной реанимации при использовании робота-тренажера  пятого поколения российского производства. 
 
РОБОТ-ТРЕНАЖЕР
 
   

 
2. Проведение реанимации при отравлении опасными газами
  
НЕЛЬЗЯ!
Отрабатывать и демонстрировать качество исполнения этих навыков на реальном человеке.
 
  

Технологическая карта объективной оценки демонстрации 
практических навыков оказания первой помощи
с использованием робота-тренажера

  
Такая технологическая карта полностью исключает субъективность оценки и дает четкое представление о качестве исполнения навыков сердечно-легочной реанимации при использовании робота-тренажера  пятого поколения российского производства. 
 
РОБОТ-ТРЕНАЖЕР
   
 

 

3. Поворот пострадавшего, находящегося в состоянии комы, на живот

  
ВНИМАНИЕ!
Отрабатывать навыки поворота на живот  и демонстировать качество их  исполнения следует на роботах-тренажерах. 
 

НЕЛЬЗЯ!

Девушкам до 16 лет перемещать тяжести 
более 15 кг.
 

Технологическая карта объективной оценки демонстрации 
практических навыков оказания первой помощи
с использованием робота-тренажера

 

Такая технологическая карта полностью исключает субъективность оценки и дает четкое представление о качестве исполнения навыков при использовании робота-тренажера  пятого поколения российского производства.  

РОБОТ-ТРЕНАЖЕР

  


4. Наложение кровоостанавливающего жгута 
при сильном кровотечении из бедренной артерии
 
НЕЛЬЗЯ!
Отрабатывать и демонстрировать качество исполнения навыков наложения жгута на бедренную артерию 
на реальном человеке.
 
 

 

Технологическая карта объективной оценки демонстрации 
практических навыков оказания первой помощи
с использованием робота-тренажера

 
Такая технологическая карта полностью исключает субъективность оценки и дает четкое представление о качестве исполнения навыков при использовании робота-тренажера  пятого поколения российского производства.  
 
 
РОБОТ-ТРЕНАЖЕР
  
 

 
5. Наложение кровоостанавливающего жгута 
при ранении шеи
  
ВНИМАНИЕ!
Можно отрабатывать и демонстрировать 
навыки наложения жгута на статисте. 
 

 

 

Технологическая карта объективной оценки демонстрации 
практических навыков оказания первой помощи


Такая технологическая карта полностью исключает субъективность оценки и дает четкое представление о качестве исполнения навыков.  

 

 
6. Наложение кровоостанавливающего жгута 
при ранении верхней конечности
  
ВНИМАНИЕ!
Можно отрабатывать и демонстрировать 
навыки наложения жгута на статисте муж. пола 
старше 18 лет.

 
 

 

Технологическая карта объективной оценки демонстрации 
практических навыков оказания первой помощи

 
 
Такая технологическая карта полностью исключает субъективность оценки и дает четкое представление о качестве исполнения навыков. 
 

   

7. Ампутация пальцев кисти

НЕЛЬЗЯ!

1. Использовать муляжи ампутированных пальцев 
с достоверной натурализацией  их внешнего вида.

2. Имитировать истошные крики, истерику пострадавшего и очевидцев.

Обмороки и сердечные приступы 
не должны омрачать школьную олимпиаду.
 
  
ВНИМАНИЕ!
Для имитации фрагментов ампутированных пальцев можно использовать отрезанные пальцы резиновых перчаток.
 
 
ВНИМАНИЕ!
Можно отрабатывать и демонстрировать 
навыки оказания первой помощи на статисте муж. пола 
старше 18 лет.

 

 Технологическая карта объективной оценки демонстрации 
практических навыков оказания первой помощи

 
Такая технологическая карта полностью исключает субъективность оценки и дает четкое представление о качестве исполнения навыков.  

 


 
8. Извлечения инородного тела из верхних дыхательных путей младенца 
 
 
НЕЛЬЗЯ!
Отрабатывать и демонстрировать качество исполнения этих навыков на обычных куклах без интерактивной реакции робота-тренажера.
 
 

Технологическая карта объективной оценки демонстрации 
практических навыков оказания первой помощи
с использованием робота-тренажера

 
Такая технологическая карта полностью исключает субъективность оценки и дает четкое представление о качестве исполнения навыков при использовании робота-тренажера  пятого поколения российского производства.  
РОБОТ-ТРЕНАЖЕР
 
 

 
9. Повреждение костей таза
 
ВНИМАНИЕ!
Можно отрабатывать и демонстрировать 
навыки на статисте.

 
 

 

Технологическая карта объективной оценки демонстрации 
практических навыков оказания первой помощи

 

Такая технологическая карта полностью исключает субъективность оценки и дает четкое представление о качестве исполнения навыков.  

 


10. Наложение транспортной шины 
при повреждении костей голени (лодыжек)
 

НЕЛЬЗЯ!
Объективно оценить корректность наложения  транспортной шины на статистах или тренажерах 
без интерактивной реакции "на боль".  
 
   

Технологическая карта объективной оценки демонстрации 
практических навыков оказания первой помощи
с использованием робота-тренажера

Такая технологическая карта полностью исключает субъективность оценки и дает четкое представление о качестве исполнения навыков при использовании робота-тренажера  пятого поколения российского производства. 

РОБОТ-ТРЕНАЖЕР
  

 

 

 III.

Требования к роботам-тренажерам

1. Образы роботов обязательно должны вызывать чувство сострадание и желание прийти на помощь

  • Самый трогательный роботот-тренажер пятого поколения
     

 

"ГАВРЮША"
 
  
  • Зеленоглазый сорванец стал героем многих ситуационных задач школьных олимпиад и чемпионатов по лайфрестлингу 

  

 "ГОША-06"

  

  •  Самый обаятельный и привлекательный  робот-тренажер  

 

"ГЛАША"

 

 2. Наличие всех анатомических ориентиров, необходимых для оказания первой помощи:

  • голова: обязательное наличие носа с имитацией проходимости носовых ходов, наличие рта с губами и имитацией зажатых зубов, создающих сопротивление потоку воздуха;
  • на шее: рельеф кивательных мышц, хрящей гортани;
  • голова, шея и грудь должны быть единым анатомическим комплексом без соединительных швов, щелей и иных пространств, нарушающих анатомическую целостность кожных покровов;
  • на груди: рельеф яремной ямки, ключиц, мечевидного отростка, реберных дуг, (у девушек - наличие молочных желез);
  • на животе: рельеф прямой мышцы живота, пупка, паховых сладок (у тренажеров мужского пола - наличие половых органов);
  • верхние конечности: рельеф рук должен соответствовать возрасту изображаемого образа;
  • нижние конечности: рельеф передней группы мышц бедра, коленных суставов, икроножных мышц и лодыжек. 
    Без выполнения этих требований к внешнему виду тренажера невозможно неформально обучить навыкам оказания первой помощи.


3. Полная автономность от внешних источников питания и выносных контроллеров. 
Это требование необходимо для использования в ситуационных задачах, имитирующих условия:

  • дорожно-транспортного происшествия,
  • несчастного случая на природе, спортивной площадке или пляже,
  • в зоне огневого контакта,
  • пожара.

4. Интерактивная реакция на правильные и ошибочные действия в оказании первой помощи.
Это требование необходимо для объективной оценки выступления участников. 
 

 


 Пример формального использования тренажеров
для обучения навыкам оказания первой помощи. 

 
  Достаточно одного взгляда, чтобы понять всю нелепость, 
а точнее -  формальность обучения навыкам оказания первой помощи 
на этих  бездушных и
 безобразных обрубках.
 

 

  ЗАБЛУЖДЕНИЯ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ТРЕНАЖЕРОВ

 
 
ЗАБЛУЖДЕНИЯ 
В ИСПОЛЬЗОВАНИИ  ТРЕНАЖЕРОВ

 


 IV.
Требования к членам жюри


Каждый член жюри обязан:

1. В совершенстве владеть навыками оказания первой помощи.


2. По просьбе участника или его наставника уметь продемонстрировать навыки оказания первой помощи.


3. Ответить на любой вопрос по условиям выполнения задания, дать разъяснение на все интересующие вопросы.


4. Уметь проводить мастер-классы и консультации по правилам оказания первой помощи до начала состязаний.


5. Корректно, с учетом психологии участника и его наставника, разъяснять допущенные ошибки и погрешности.

 


 

 1111

 11111

© «ШКОЛА В. Г. БУБНОВА», 2017 ТЕЛЕФОНЫ: АДРЕС: E-MAIL: КУРСЫ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ
+7 (963) 653-97-82
+7 (495) 968-14-39
г. Москва, Щелковское шоссе, д. 100,
корп. 6
info@spas01.ru
vbubnov@spas01.ru