+7 963653-97-82      

11. Олимпиады по ОБЖ (ПРАКТИКА)

1  

Дорогие учителя, участники олимпиад 
и их родители!
   

С чувством глубокого сожаления, что не смог выполнить свой гражданский и профессиональный долг, приношу свои извинения за самоустранение в проведении всероссийской школьной олимпиады по ОБЖ.
Пожалуйста, поймите меня правильно.

Еще 15 лет назад, ваш покорный слуга вместе с Натальей Валентиновной Бубновой, под руководством мудрого организатора,
 


Владимира Николаевича Латчука,

разработали идеологию практического этапа оказания первой помощи школьных олимпиад, где участники должны были продемонстрировать знания и умения, которые значительно превышали требования федеральных стандартов ЕГЭ.
Именно углубленное знание предмета и умение творчески мыслить является решающим для определения победителей олимпиад во всём мире.

Простите, что не смог противостоять самодурству г-на Черкунова А.В., который, превратил школьную олимпиаду УМНИКОВ и УМНИЦ в бездушный и рутинный ЕГЭ.

Произошла полная деградация очень полезного, увлекательного и азартного мероприятия по выявлению творчески мыслящих абитуриентов в профильные вузы, владеющих знаниями и навыками оказания первой помощи на более высоком уровне, чем требовал школьный стандарт.

Мне, врачу скорой помощи, которого ещё сорок лет назад коллеги стали назвать ТАЛИСМАНОМ, будет очень приятно, если мои разработки помогут спасти жизнь, хотя бы одного человека, а лучше - чтобы они никогда и никому не потребовались (принцип ТАЛИСМАНА).


С уважением,
доктор медицинских наук,
член-корреспондент Академии военных наук,
академик МАНЭБ в ассоциации ООН
В.Г. Бубнов
  

 


2

 

 

Открытое письмо
преподавателям и учащимся медицинских классов 

     Школьные олимпиады по ОБЖ были задуманы с целью отбора для льготного зачисления в профильные вузы самых талантливых выпускников средней школы, знающих и умеющих  значительно больше школьной программы и требований ЕГЭ.
Это было очень разумное решение. Экзамены несут в себе большую долю случайности  (невезения - для творчески мыслящих  и везения - для бестолочей и неучей).     

    Раньше на школьных олимпиадах по ОБЖ  предлагалось:
решить  ситуационные задачи с одним или нескольким пострадавшими
с использованием практических навыков: в ДТП и на пожаре; после падения
с высоты и утопления; поражения электрическим током; попадания инородных тел
в верхние дыхательные пути; ранения головы и шеи, груди и живота;  опасных кровотечений, из верхних и нижних конечностей; оказание первой помощи
в условиях огневого контакта и при синдроме длительного сдавления; травматической ампутации фрагмента конечностей и травматического шока;  перелома костей конечностей и таза; укусов змей и насекомых; отравления угарным и бытовыми газами; отравления кислотами и щелочами.

Пример решение задачи "ДТП" с тремя пострадавшими:
подростком-мотоциклистом, девушкой и младенцем



Теперь достаточно окликнуть вопросом, потрясти за плечо, несколько раз надавить
на грудную клетку и сделать вдох ИВЛ в обрубок без рук и ног, чтобы стать призером такой псевдо олимпиады, что для бездарей и неучей стало  хорошей лазейкой для проникновения в медицинские вузы.   
   
 

     В то же время, ЕГЭ по многим предметам стал гораздо интересней,  
как по содержанию, так и по объему используемых источников информации,
чем нынешняя, школьная олимпиада по ОБЖ.  Вязать из веревок узлы, разбирать
и собирать автомат, прыгать по кочкам и надевать противогаз  –
много ума не надо.       

      А вот умение оказывать первую помощь после несчастного случая в быту
и на работе, дорогах и водах, при катастрофах или терактах свелось лишь
к требованиям  из очень примитивного учебного пособия «первая помощь», слизанного с европейских рекомендаций, мало пригодных в условиях нашей страны.
http://www.spas01.ru/spas-20/analiz/

       В качестве полезного дополнения к  деградирующим школьным олимпиадам ОБЖ, предлагаю преподавателям и учащимся медицинских классов принять участие  во  всероссийских конкурсах «Умею Спасать» http://www.spas01.ru/spas-20/konc-6/

 где основной замысел - не столько выявлять призеров, сколько обучить  знаниям и навыкам  оказания первой помощи после несчастного случая в быту и на производстве, на водах и дорогах, после катастроф и терактов.

Практические навыки участники смогут приобретать на чемпионатах  по лайфрестлингу с выдачей  нагрудного знака отличия международного волонтерскоо движения "УМЕЮ СПАСАТЬ"  и пластиковых  бессрочных удостоверений, которые помогут им стать полноценными помощниками спасательных служб  с возможными преференциями при поступлении в медицинские вузы.

 

Валерий Георгиевич Бубнов

 

"УМЕЮ СПАСАТЬ"

 

 



 

 

 111

Рекомендации к проведению 
всероссийских школьных олимпиад 
по ОБЖ
2009-2020 годы

В основу организаци проведения
положен 20-ти летний опыт подготовки спасателей МЧС

Нажми, чтобы посмотреть

 

 
 
ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ
В условиях пандемии COVID-19 определение признаков дыхания и проведение искусственного дыхания способами "изо рта в рот" и  "изо рта в нос" представляет смертельную угрозу для участников. 
 

 

  

  

 

 

 

Минздрав о прекардиальном ударе

 

 

 Как показывает многолетний опыт проведения конкурсов по оказанию первой помощи, обозначилась выраженная тенденция к снижению объективности оценки качества исполнения навыковчто значительно подрывает авторитет мероприятия.

 В то же время, в перечень  навыков оказания первой помощи очень часто включают  малозначительные методы и способы, не представляющие решающего значения в спасении и сохранении жизни пострадавших и раненых. Например,  учащимся предлагается наложить различные виды повязок и «успокоить»  орущего статиста (оказание первой допсихологической помощи).
 
Во-первых, наложение повязок  не влияет на реальное спасение жизни пострадавших.
 
ВНИМАНИЕ!
Наложение  бинтовых  повязок  в условиях, когда уже через 5-6 часов на место происшествия обязательно прибудут медицинские работники не влияет на нагноительные процессы в ране, которая уже инфицирована.
 
Более того, повязка обязательно станет причиной дополнительной травматизации и излишних страданий, когда врач начнет ее снимать  для осмотра раны или места повреждения костей.  
 
 
Во-вторых, по каким критериям можно оценить качество «успокоения»? 

ВНИМАНИЕ!
Способы и методы, которые применяют профессиональные спасатели и медицинские работники для прекращения 
истероидных реакций 
не имеют право использовать школьники.

 
 Целью  данной публикации  является  не критический разбор сложившейся ситуации, а предложение, как попытаться повысить качество освоения навыков оказания первой помощи, используя состязательную мотивацию участников олимпиад, и полностью исключить субъективность и несправедливость в оценке их действий. 
 
 
 

 
 I.
Требования к перечню навыков 
оказания первой помощи
 

ВНИМАНИЕ!
Приказ  МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РФ N 477Н от 4.05.2012 «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи»  во многом протворечит рекомендациям Европейского Совета реанимации  (ЕСР) и носит только рекомендательный характер.
 
Данный приказ необязателен в исполнении на том основании, что оказание первой помощи лицами без медицинского образования носит сугубо добровольный характер.
 
В случае категорического отказа оказать хоть какую-либо помощь, даже умирающему, 
нет никаких санкций в наказание по 
законам Российской Федерации.
 
ПРИКАЗ № 477 никому и ничего
не может приказать!

Он может только рекомендовать.
 
Самые нелепые рекомендации

 

В перечне мероприятий, указанных в Приказе № 477Н и рекомендациях ЕСР, есть целый ряд невыполнимых и даже опасных действий: 
  • Выдвижение нижней челюсти лицом без медицинского образования может привести к повреждению шейного отдела позвоночника с развитием паралича во всех конечностях, к тому же, не существует тренажеров, позволяющих отработать этот способ и объективно оценить качество его исполнения
  • Определение наличия дыхания с помощью слуха, зрения и осязания  невыполнимо на улицах города, зимой и на ветру и категорически запрещено в условиях воздушно-капельных пандемий.

  • Проверка пульса на магистральных артериях (бедренной артерии)  невыполнима по многим причинам.

  • Искусственное дыхание "Рот к носу" невыполнимо из-за чувства брезгливости — кто сможет взять себе в рот сопливый нос пострадавшего. 

  • Придание устойчивого бокового положения может привести к нарушению целостности  спинного мозга в поясничном отделе позвоночника и параличу нижних конечностей. Более того, оно невыполнимо в условиях боя.

  • Максимальное сгибание конечности в суставе создает угрозу возникновения позиционного сдавления и неприемлемо при повреждении костей конечностей.

  • Прямое давление на рану в области височных костей – крайне опасно для жизни.

  • Наложение повязки при травмах служит излишней травматизацией и причиняет дополнительную боль, когда для осмотра места перелома врач обязательно начнет ее снимать      

     

         

     

 


 


Перечень навыков, эффективных в спасении и сохранении жизни пострадавшего, использование которых соответствует  39 ст.  «КРАЙНЯЯ НЕОБХОДИМОСТЬ» (глава 8  УК РФ «ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ИСКЛЮЧАЮЩИЕ ПРЕСТУПНОСТЬ  ДЕЯНИЯ»)
  1. Сердечно-легочная реанимация в условиях пандемий;

  2. Сердечно-легочная реанимация при отравлении опасными газами;

  3. Поворот пострадавшего на живот;

  4. Наложение кровоостанавливающего жгута при ранении бедренной артерии;

  5. Наложение жгута при ранении шеи;

  6. Наложение жгута при ранении верхней конечности;

  7. Действия при ампутации пальцев;

  8. Извлечение инородных тел из верхних дыхательный путей;

  9. Подкладывание валика под колени при повреждении костей таза;

  10. Наложение транспортных шин. 
ВНИМАНИЕ!
Именно эти 10  навыков оказания первой помощи помогут реально спасти жизнь пострадавшего до прибытия медицинских работников.
 
Использование этих навыков соответствует требованиям ст. 39 УК РФ «Крайняя необходимость» и могут быть применены в ситуациях, когда малейшее промедление в оказании первой помощи может привести к смертельному исходу или  тяжкому увечью.
 
   
  

 

 II.

Требования к критериям  
объективной оценки качества 

исполнения навыков оказания первой помощи
 
Правила составления технологических карт  
 

 

1. Проведение комплекса сердечно-легочной реанимации
в условиях пандемии COVID-19
   

Технологическая карта объективной оценки демонстрации 
практических навыков оказания первой помощи
с использованием робота-тренажера
 

Такая технологическая карта полностью исключает субъективность оценки и дает четкое представление о качестве исполнения навыков сердечно-легочной реанимации при использовании робота-тренажера  пятого поколения российского производства. 

 
РОБОТ-ТРЕНАЖЕР
 
   

 
 

2. Поворот пострадавшей, находящейся в состоянии комы, на живот

  
ВНИМАНИЕ!
Отрабатывать навыки поворота на живот 
и демонстировать качество их  исполнения следует
на роботах-тренажерах. 
НЕЛЬЗЯ!
Девушкам до 16 лет перемещать тяжести более 15 кг.
 
 
 
 
Технологическая карта объективной оценки демонстрации 
практических навыков оказания первой помощи
с использованием робота-тренажера
 

 

Такая технологическая карта полностью исключает субъективность оценки и дает четкое представление о качестве исполнения навыков при использовании робота-тренажера  пятого поколения российского производства.  

РОБОТ-ТРЕНАЖЕР

  


3. Наложение кровоостанавливающего жгута 
при сильном кровотечении из бедренной артерии
 
НЕЛЬЗЯ!
Отрабатывать и демонстрировать качество исполнения навыков наложения жгута на бедренную артерию 
на реальном человеке.
 
 

Технологическая карта объективной оценки демонстрации 
практических навыков оказания первой помощи
с использованием робота-тренажера

 
Такая технологическая карта полностью исключает субъективность оценки и дает четкое представление о качестве исполнения навыков при использовании робота-тренажера  пятого поколения российского производства.  
 

 
4. Наложение кровоостанавливающего жгута 
при ранении шеи
  
ВНИМАНИЕ!
Можно отрабатывать и демонстрировать 
навыки наложения жгута на статисте не младше 18 лет. 
 

 

 

Технологическая карта объективной оценки демонстрации 
практических навыков оказания первой помощи

Такая технологическая карта полностью исключает субъективность оценки и дает четкое представление о качестве исполнения навыков.  

 

 
 

 16. Наложение кровоостанавливающего жгута 
при ранении верхней конечности

  
ВНИМАНИЕ!
Отрабатывать и демонстрировать 
навыки наложения жгута  можно на статистах
мужского пола  
старше 18 лет.

 
 

 

Технологическая карта объективной оценки демонстрации 
практических навыков оказания первой помощи

 
 
Такая технологическая карта полностью исключает субъективность оценки и дает четкое представление о качестве исполнения навыков. 
 

   

7. Ампутация пальцев кисти

НЕЛЬЗЯ!

 

1. Использовать муляжи ампутированных пальцев 
с достоверной натурализацией  их внешнего вида.

2. Имитировать истошные крики, истерику пострадавшего и очевидцев.

Обмороки и сердечные приступы 
не должны омрачать школьную олимпиаду.
 
  
ВНИМАНИЕ!
Для имитации фрагментов ампутированных пальцев можно использовать отрезанные пальцы резиновых перчаток.
 
 
ВНИМАНИЕ!
Можно отрабатывать и демонстрировать 
навыки оказания первой помощи на статисте муж. пола 
старше 18 лет.

 

 Технологическая карта объективной оценки демонстрации 
практических навыков оказания первой помощи

 
Такая технологическая карта полностью исключает субъективность оценки и дает четкое представление о качестве исполнения навыков.  

 


 
8. Извлечения инородного тела из верхних дыхательных путей младенца 
 
 
НЕЛЬЗЯ!
Отрабатывать и демонстрировать качество исполнения этих навыков на обычных куклах без интерактивной реакции робота-тренажера. 
 

Технологическая карта объективной оценки демонстрации 
практических навыков оказания первой помощи
с использованием робота-тренажера

 
Такая технологическая карта полностью исключает субъективность оценки и дает четкое представление о качестве исполнения навыков при использовании робота-тренажера  пятого поколения российского производства.  
РОБОТ-ТРЕНАЖЕР
 
 

 
9. Повреждение костей таза
 
ВНИМАНИЕ!
Можно отрабатывать и демонстрировать 
навыки на статисте.

 
 

 

Технологическая карта объективной оценки демонстрации 
практических навыков оказания первой помощи

 

Такая технологическая карта полностью исключает субъективность оценки и дает четкое представление о качестве исполнения навыков.  

 


10. Наложение транспортной шины 
при повреждении костей голени (лодыжек)
 

 
НЕВОЗМОЖНО !
Объективно оценить корректность наложения транспортной шины на статисте или тренажерах без интерактивной реакции на «БОЛЬ».
   

Технологическая карта объективной оценки демонстрации 
практических навыков оказания первой помощи
с использованием робота-тренажера

Такая технологическая карта полностью исключает субъективность оценки и дает четкое представление о качестве исполнения навыков при использовании робота-тренажера  пятого поколения российского производства. 

РОБОТ-ТРЕНАЖЕР
  

 

 

III.
 Правила назначения штрафных баллов

1. Штрафные баллы назначаются в соответствии с рекомендуемыми учебно-практическими пособиями по оказанию первой помощи для лиц без медицинского образования.

2. Перечень литературы должен быть опубликован за 6 месяцев до начала олимпиады.

3. Участники, их наставники и родители должны иметь свободный доступ
к указанной литературе в электронном или печатном варианте.

4. Если штраф назначен без обоснования в указанном перечне учебно-практических пособий, то участники,  их наставники и родители имеют право подать обоснованную апелляцию.

 

 


 

 111 IV.

Требования к роботам-тренажерам

1. Образы роботов обязательно должны вызывать чувство сострадание и желание прийти на помощь

Самый трогательный роботот-тренажер пятого поколения
 

 

«ГАВРЮША»

 
  

Зеленоглазый сорванец стал героем многих ситуационных задач школьных олимпиад и чемпионатов по лайфрестлингу 

  

 "ГОША-06"

  

Самый обаятельный и привлекательный  робот-тренажер  

 

"ГЛАША"

 

 2. Наличие всех анатомических ориентиров, необходимых для оказания первой помощи:

  • голова: обязательное наличие носа с имитацией проходимости носовых ходов, наличие рта с губами и имитацией зажатых зубов, создающих сопротивление потоку воздуха;

  • на шее: рельеф кивательных мышц, хрящей гортани;

  • голова, шея и грудь должны быть единым анатомическим комплексом без соединительных швов, щелей и иных пространств, нарушающих анатомическую целостность кожных покровов;

  • на груди: рельеф яремной ямки, ключиц, мечевидного отростка, реберных дуг, (у девушек - наличие молочных желез);

  • на животе: рельеф прямой мышцы живота, пупка, паховых сладок (у тренажеров мужского пола - наличие половых органов);

  • верхние конечности: рельеф рук должен соответствовать возрасту изображаемого образа;

  • нижние конечности: рельеф передней группы мышц бедра, коленных суставов, икроножных мышц и лодыжек;

    Без выполнения этих требований к внешнему виду тренажера невозможно неформально обучить навыкам оказания первой помощи.


3. Полная автономность от внешних источников питания и выносных контроллеров. 
Это требование необходимо для использования в ситуационных задачах, имитирующих условия:

  • дорожно-транспортного происшествия,

  • несчастного случая на природе, спортивной площадке или пляже,

  • в зоне огневого контакта,

  • пожара.

4. Интерактивная реакция на правильные и ошибочные действия в оказании первой помощи.
Это требование 
необходимо для объективной оценки выступления участников.  

 


 Пример формального использования тренажеров
для обучения навыкам оказания первой помощи. 

 
  Достаточно одного взгляда, чтобы понять всю нелепость, 
а точнее -  формальность обучения навыкам оказания первой помощи 
на этих  бездушных и
 безобразных обрубках.
 

 1 V.
Требования к членам жюри


Каждый член жюри обязан:

1. В совершенстве владеть навыками оказания первой помощи.

2. Уметь проводить мастер-классы по обучению навыкам оказания первой помощи и тактики поведения в экстремальных ситуациях
(Основная задача конкурса не унизить, а научить и вдохновить).

2. По просьбе участника или его наставника уметь продемонстрировать навыки оказания первой помощи в свободное от прохождения этапа время.

3. Ответить на любой вопрос по условиям выполнения задания,
дать разъяснение на все интересующие вопросы.

5. Корректно, с учетом психологии участника и его наставника, разъяснять допущенные ошибки и погрешности, сразу же после завершения этапа.

 


 111 VI.
Перечень учебно-практических пособий
для углубленного изучения основ оказания первой помощи
 

 

НАЖМИ, ЧТОБЫ ПОСМОТРЕТЬ

 

 

 

 

НАЖМИ, ЧТОБЫ ПОСМОТРЕТЬ

 

 

 

 

 

 

 

НАЖМИ, ЧТОБЫ ПОСМОТРЕТЬ

 

 

Нажми, чтобы посмотреть


Основные задачи конкурса:
1. Вдохновить на углубленное изучение основ оказания первой помощи школьников и преподавателей ОБЖ.
2. Выявить творчески мыслящих абитуриентов профильных вузов, владеющих знаниями и умениями оказания первой помощи на более высоком уровне, чем предлагает школьный стандарт ЕГЭ.
     

 


 

 

   

 

 

P.S.
Каждый учитель, врач или инженер имеют право
на создание и использование своей методики
обучения, лечения или технического решения
без обязательного утверждения в надзирающих органах.

  


 

 

© «ШКОЛА В. Г. БУБНОВА», 2024 ТЕЛЕФОНЫ: АДРЕС: E-MAIL: КУРСЫ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ
+7 (963) 653-97-82
+7 (495) 968-14-39
г. Москва, Щелковское шоссе, д. 100, корп. 6 mimsr1@yandex.ru
v.g.bubnov@yandex.ru