+7 495968-14-39      

Заблуждения, мешающие внедрять систему массового обучения

10

Заблуждения, мешающие внедрять
систему массового обучения
навыкам оказания первой помощи. 

Прежде чем приступить к описанию пути повышения эффективности системы ПП, следует разобрать широко бытующие заблуждения, значительно мешающие внедрению методики массового обучения навыкам оказания первой помощи. 

Заблуждение первое
Лицо без медицинского образования  (не имеющее диплома медицинской сестры, фельдшера или врача) за неверно оказанную медицинскую помощь может быть привлечено к уголовной или какой-либо другой ответственности.(Короче — по судам затаскают).  

Нет ни одной статьи уголовного и гражданского кодекса РФ, по которой можно привлечь к уголовной или административной ответственности  лицо без медицинского образования за неверно оказанную медицинскую помощь, за неполный объем такой помощи, за ошибочный диагноз и пр.  Нет таких статей. 

Принципиальное  решение правовой проблемы оказания первой помощи очень четко прописано  в  статье 39  «Крайняя необходимость»  главе 8 «Обстоятельства, исключающие преступность деяния» УК РФ.  Для понимания ее сути ниже приводится   полное содержание данной статьи.

Статья 39. Крайняя необходимость
1. Не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости.
2. Превышением пределов крайней необходимости признается причинение вреда, явно не соответствующего характеру и степени угрожавшей опасности и обстоятельствам, при которых опасность устранялась, когда указанным интересам был причинен вред равный или более значительный, чем предотвращенный.
Такое превышение влечет за собой уголовную ответственность только в случаях умышленного причинения вреда.

Не имеет смысла напоминать, что самая большая ценность в Конституции нашего Государства — это жизнь человека. На этом основании любые действия  для спасения жизни пострадавшего, находящегося в состоянии  клинической смерти, комы, или истекающего кровью при ранении бедренной артерии,  будут полностью оправданы

И не важно, что было предпринято: прекардиальный удар, разряд дефибриллятора или непрямой массаж сердца. Клиническая смерть, по своей сути  — это уже наступление смерти.  В первые минуты ее развития  ни один специалист не может определить насколько необратимыми стали повреждения головного мозга. Этот диагноз можно поставить только задним числом: если у умершего появился пульс на сонной артерии, и к нему вернулось сознание, значит, он перенес клиническую смерть. А если нет, то  вариантов не так уж много: либо наступила смерть мозга (человек превратился в растение, он погиб как личность, а это ни что иное, как смерть), либо наступила биологическая смерть.  Поэтому, если у пострадавшего есть повреждения шейного отдела позвоночника, переломы ребер и грудины, либо костей таза и конечностей, все равно следует приступить к реанимации и попытаться не упустить шанса на спасение.

Закон полностью на стороне  оказывающего помощь. Законодательная база нашей страны еще с советских времен была более чем достаточна для оказания первой медицинской помощи силами очевидцев несчастного случая. Но в постсоветское время, время разгула чиновничьего произвола, целому ряду заинтересованных лиц очень понадобилось внести путаницу и неразбериху в этом вопросе


Статью 109 УК. «Причинение смерти по неосторожности», которой запугивают очевидцев несчастного случая,  можно инкриминировать только в том случае, когда некий недоумок, решив сбить яблоко увесистым булыжником,  попал в голову старушки.
По той же статье можно привлечь и водителя, сбившего пешехода в зоне действия дорожного знака «пешеходный переход». Жизням и бабушки и  пешехода изначально ничего не угрожало.  Они были в полном здравии и погибли по недомыслию или невнимательности невольных убийц,  у которых и в мыслях не было кого-либо убивать. Более того, и  незадачливого метателя булыжника и  водителя можно привлечь и  по 125 статье УК РФ, «Оставление в опасности», если они, скрылись с места происшествия, не дождавшись прибытия  спасательных служб. 

Так, что в реальности Закон  наказывает не за ошибки и неудачи в оказании первой помощи, а, напротив, за оставление в опасности, то есть от отказа в участии оказания помощи. Согласно этой статье, непосредственно к самой помощи из-за страха навредить можно и не приступать, но оставить в опасности нельзя. Очень корректная и мудрая статья. Она в любом случае направлена на сохранение жизни пострадавшего.

Вывод
Закон полностью на стороне  оказывающего помощь. Если у очевидца несчастного случая есть желание оказать первую помощь, то никаких проблем, кроме, как с собственной совестью у него нет.

 


11

Заблуждение второе
Первую медицинскую помощь имеют право оказывать только лица с медицинским образованием или получившие специальную лицензию на ее оказание, как на вид медицинской деятельности.
Действительно, более 5 лет в ГД муссировался вопрос  об обязательном лицензировании такой «деятельности».

Ученик девятого класса средней школы обязан владеть навыками ее оказания (Государственный образовательный стандарт),  а взрослые дядьки,  зачастую в форме сотрудников ГБДД,  якобы, не имеют права даже прикоснуться  к пострадавшему.  После долгих дебатов, все-таки было принято решение, которое…  всех окончательно  запутало. 

Если человек утверждает, что он оказывает первую медицинскую помощь, то без наличия медицинской лицензии он нарушает закон, а если он не произносит слово «медицинской», то действует в рамках того же закона.

Абсурд ситуации в том, что и в том и в другом случае  он совершает одни и те же действия: проводит комплекс сердечно-легочной реанимации, накладывает повязку и шину на поврежденную конечность.

Поэтому, чтобы не спорить с нашими великими законодателями, следует избегать употребления слова «медицинский», но при этом правильно и эффективно оказывать первую медицинскую помощь, и не важно, кто и как ее назовет. 
Вввод
Залог успеха в снижении смертности при несчастных случаях на дорогах и водах, в быту и на производстве заключается в своевременности и правильности  оказания первой  медицинской помощи любым очевидцем, а не в использовании терминов и названий.

 

Заблуждение третье
Без знания  анатомии, названия мышц, костей и органов, сердечнососудистой, дыхательной и мочеполовой системы невозможно обучить навыкам оказания первой помощи. Прежние «академические» методики обучения строились именно таким образом. Доходило до абсурда.

За 6-8 учебных часов из  сантехника дяди Миши пытались сделать некого фельдшера-недоучку, который, зная строение моче-половой системы, должен был сначала установить  диагноз,  например, вид кровотечения  (артериальное, венозное, паренхиматозное, капиллярное или смешанное) и, в соответствии с поставленным диагнозом,  действовать. Если кровотечение артериальное, следовало наложить жгут выше раны, венозное — ниже раны и так далее.

Суть такого абсурда: при плохом освещении вся кровь, не зависимо от вида кровотечения, выглядит темной, а если на пострадавшем прочная рабочая одежда, то нет и фонтана крови. Тогда, как  можно понять, что пострадавший потерял очень много крови? Совершенно верно — по луже крови, размер которой в считанные секунды начнет превышать  метр — это самый очевидный признак опасной кровопотери. Кто-то может возразить: если пострадавший лежит на гравии или песке, то лужа впитается или просочится. Но в этом случае на массивную кровопотерю укажет, промокшая от крови одежда. Если все штаны пропитаны кровью (50% одежды) то можно утверждать, что пострадавший потерял более литра крови. 

А теперь несложная арифметическая задачка: — лежит пострадавший на асфальте. Возле него уже образовалась лужа крови более метра, и все две штанины пропитаны кровью. Сколько он уже потерял крови? Правильно: более двух-трех литров. В российских условиях пострадавший с такой кровопотерей вряд ли выживет.  

А теперь другой вопрос: — если  очевидец без долгих рассуждений, как можно скорее, наложил жгут у самого основания ноги, чуть, ниже паховой складки, по всем правилам наложения жгута при ранении бедренной артерии и при этом допустил грубейшую ошибку (было ранение не самой бедренной артерии, а бедренной вены) — этим действием  он спас или навредил?   За такую ошибку школьника наказывают двойкой.

Если кто-то решил, что это действие навредило, тогда 1:0 в пользу сантехников. Если в многоэтажном доме «что-то течет», эти специалисты тут же отключают весь «стояк», а затем обстоятельно выясняют источник протечки. Железное правило.  Так же поступает любой грамотный врач.

Потеря крови уже превысило критическое значение. В реальности, если кровотечение из бедренной артерии продолжается более 2-х минут пострадавшие не выживают.  Хороший врач, подобно хорошему сантехнику, без долгих рассуждений «перекроет весь стояк», наложив артериальный жгут у самого основания ноги, и тем самым полностью прекратит дальнейшую потерю крови и даст пострадавшему реальный шанс на спасение.

Возникает закономерный вопрос —  зачем нужно было «пудрить мозги» еще со школы  признаками венозного и артериального кровотечения, наложением жгутов выше или ниже  раны, когда в острой ситуации нельзя ходить в разные стороны — называется растеряться. А в жизни очень часто бывает ранение и бедренной артерии и бедренной вены. И в этом случае стоит такой весь из себя озадаченный очевидец, подобно ослу из древней притчи между двумя стогами сена, и не знает с чего начать. То, что жизнь пострадавшего будет потеряна  — это однозначно. Но вот вина за потерянную жизнь целиком ляжет на тех, кто так  учил.

Вывод
Очевидцу несчастного случая достаточно владеть пятью навыками оказания первой медицинской помощи  и знать пять-шесть ситуаций (состояние клинической смерти, комы, опасного для жизни кровотечения, попадания на кожу и в глаза агрессивных жидкостей и термических ожогов), чтобы в реальности спасти и сохранить жизнь пострадавшего до прибытия медицинских работников
.


 

1111

11111

11111

© «ШКОЛА В. Г. БУБНОВА», 2017 ТЕЛЕФОНЫ: АДРЕС: E-MAIL: КУРСЫ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ
+7 (963) 653-97-82
+7 (495) 968-14-39
г. Москва, Щелковское шоссе, д. 100,
корп. 6
info@spas01.ru
vbubnov@spas01.ru