+7 499748-61-10      

Причины низкой эффективности

Причины низкой эффективности системы оказания очевидцами первой помощи и описание составляющих её элементов


Анализ литературных и фондовых материалов показал, что про­блемам создания и повышения эффективности функционирования СОО ПП в нашей стране уделяется большое внимание. Работами отечественных ученых: Н.И. Пирогова, В.А. Неговского, А.А. Бунятяна, Е.И. Чазова, В.Я. Михельсона, Л.Г. Костомаровой, Л.Л. Стажадзе, Е.Г. Жиляева, В.Ф. А.П. Зильбера, А. Ю. Аксельрода, Ф.И. Бого­явленского, О.Н. Сорокина и зарубежных: Х. Сильвестра, Н. Нельсена, П. Сафара, Е.А. Шефера, Р.Макинтоша, К. Ожильви, К. Гроера, Д. Ка­валларо, Т.В. Гейронимуса, Т. Элама, А. Дюнана, заложены научные и практические основы комплекса приемов и средств оказания ПП, его популяризации среди врачей и медицинского персонала, а также решения других вопросов создания СОО ПП.

Однако практика нашей жизни, анализ результатов функционирования СОО ПП по­казывают, что эффективность ее невысока, что вызывает неоправ­данные потери жизней и наносит значительный ущерб экономике страны. С целью анализа и устранения причин такого положения дел в данной книге СОО ПП рассмотрена как система, состоящая из относительно независимых элементов разной степени эффективности. 

В России СОО ПП появилась в 1886 году в Санкт-Петербурге, когда на заседании комиссии, учрежденной императором Алек­сан­дром III, было одобрено «Положение об устройстве врачебно-сани­тар­ной части на паровозных железных дорогах, открытых для об­ществен­ного пользования». Именно в этом документе впервые про­звучало понятие «система организации помощи при травмах на железных дорогах», которая вовлекала широкий круг лиц – от машинистов, проводников, станционных смотрителей, начальников станций и их заместителей до телеграфистов и обходчиков путей – в спасение жизни пострадавших при железнодорожных катастрофах.

Главной задачей системы еще в то время было сделать все воз­можное, чтобы не допустить смерти пострадавшего на месте про­исшествия. Система должна работать на конечный результат: сни­жение смертельных исходов за время до прибытия квалифицированного меди­цинского персонала. С 1886 года структура СОО ПП приняла следующий вид:  


где подсистема «ПОМОЩЬ» – конкретные действия в оказании первой  помощи пострадавшему очевидцами, не имеющими медицинского образования,
вторая подсистема «ОБУЧЕНИЕ» – мето­дики и учебный процесс обучения отработки навыков оказания первой помощи. Ниже приведен их структурный анализ.

 


  3

Структура подсистемы "ПОМОЩЬ"
 
Подсистема «ПОМОЩЬ» состоит из четырех элементов:

Первый элемент – «ОЦЕНКА» включает в себя:
·  оценку безопасности места происшествия;
· оценку состояния пострадавшего;
· оценку возможностей и оснащения спасающего;
·  оценку условий и средств передачи информации для вызова спасательных служб;
·  оперативное принятие решения в выборе способа действий в максимально сжатые сроки.
Здесь речь идет о факторе времени, об экономии каждой секунды в оценке ситуации и состояния пострадавшего.

Второй элемент – «ДЕЙСТВИЯ» включает в себя действия оче­видцев на месте происшествия до прибытия медперсонала:
·  комплекс сердечно-легочной реанимации;
·  восстановление проходимости дыхательных путей в случае кома­тозного состояния;
·  временную остановку кровотечения;
·  тампонаду ран при ранении шеи, груди и мягких тканей головы;
·  наложение стерильных повязок на раны;
·  иммобилизацию поврежденных конечностей;
·  экстренную эвакуацию пострадавшего из опасной зоны;
·  четкое и внятное описание признаков поражения при вызове спасательных служб или оповещении администрации.

   
Третий элемент — «ОЧЕВИДЕЦ» представляет любое дее­спо­собное лицо, независимо от пола, социального положения, образования и профессии, оказавшееся возле пострадавшего.
Во многом от дей­ствий очевидцев на месте происшествия зависит жизнь пострадавшего, но именно они, даже владея навыками оказания ПМП, могут оказаться неспособны в силу различных причин.
 В связи с этим необходимо проанализировать элемент «ОЧЕВИДЕЦ», а точнее – факторы, опре­деляющие его действия:
· 
(ФАКТОРпси) – психология поведения в экстремальной ситуации. Чувства боязни толпы  и ответственности, брезгливости, эгоизма и равнодушия чаще всего мешают обычному человеку при­ступить к оказанию ПМП;
·  (ФАКТОР физ) – физические возможности очевидцев. Если муж­чина средних лет способен выполнять комплекс сердечно-ле­гочной реанимации не более 5-6 минут, то вдвоем его можно успешно выполнять уже 10-15 минут; однако и этого не­доста­точно, так как во многих регионах России бригада скорой по­мощи прибывает на место происшествия в течение часа, а очевидцами на месте происшествия могут оказаться и девушка, и подросток, и пожилой человек, и домохозяйка.
·  (ФАКТОР мотив) – заинтересованность в моральной и мате­ри­альной компенсации потерянного времени, испачканной одеж­ды, отрицательных эмоций и реального риска для жизни. Для повышения мотивации в оказании ПП не последнюю роль играют такие действия государства или администрации, как приравнивание акта спасения жизни к проявлению героизма и личного мужества с обязательным награждением и освещением события в средствах массовой информации.
Таким образом, действие элемента «ОЧЕВИДЕЦ»  определяется тремя факторами, способствующими или препятствующими решению задачи.

Четвертый элемент —  «ОСНАЩЕНИЕ», включает в себя средства для проведения комплекса сердечно-легочной реанимации, временной остановки кровотечения, иммобилизации конечностей и наложения повязок на раны. Оптимальная комплектация аптечек первой  помощи во многом усиливает эффект действия очевидцев, а ее недочеты могут привести к трагическому исходу.

Комплектация большинства аптечек для автолюбителей и пер­сонала опасных производств оставляет желать лучшего. Очень часто в их состав включаются компоненты, которые имеют право использовать только профессиональные медики, либо само изделие представляет опасность для пострадавшего в силу несовершенства своей конструк­­ции. 

В качестве примера можно продемонстрировать два подобных изделия.

Первое изделие
S-образный воздуховод для восстановления про­ходимости дыхательных путей и проведения ИВЛ.

Навыки его введения можно отработать только на реальном пациенте под контролем опытного специалиста, с большим риском. Неправильное введение трубки в ротовую полость неизбежно спровоцирует рвот­ный рефлекс в состоянии комы или превратит трубку в инородное тело, блокирующее поступление воздуха. В руках непрофес­сиона­лов этот воздуховод превращается в орудие убийства.  

Надо отдать должное здравомыслию наших сограждан, которые в большинстве случаев игнорируют использование воз­духо­вода, что позволяет избежать массовых смертей на дорогах. Однако  до сих пор именно этот воз­духо­вод в обязательном порядке должен быть в каждой аптечке автолюбителя!   

 Второе изделие
 
«Жгут кровоостанавливающий матерчатый эла­стич­ный с дозированной компрессией»

Сама идея дозированной компрессии жгута с ука­зани­ем «нормы усилия сдавления для руки и для ноги» в виде квадрата или круга неверна. Чтобы понять, к каким последствиям может привести принцип «Растяни до квадрата», достаточно поду­мать о вариантах наложения этого жгута девочке-подростку или атлету-тяжеловесу, сухонькой старушке или человеку с избыточным весом.  

Ошибка в степени сдавления конечности в ту или иную сторону заканчивается одинаково плачевно — либо расщеплением сосудисто-нервного пучка и инвалидностью, либо, при недостаточном пережатии артерий, турникетным шоком. Нельзя накладывать жгут без контроля пульса! В случаях неверного наложения, когда сохранен пульс ниже затянутого жгута и начинается набухание вен, отек и посинение конечности, жгут необходимо снять и нало­жить заново.

Анализ комплектации аптечек ПП показал, что для спасения человеческой жизни в экстремальной ситуации их со­держимого явно недостаточно, так как бинты, «зеленка» и ножницы не могут решить эту проблему. Аптечки, содер­жимое которых не может быть использовано для оказания первой помощи, также провоцируют формальное отношение к  спасению человеческой жизни. Зачем отрабатывать навыки наложения, упомя­нутого выше, жгута и введения воздуховода, если их использование может принести больше вреда, нежели пользы?

Интересно было бы посмотреть, какими средствами будут оказывать помощь при автодорожном происшествии, те специалисты, которые утвердили состав аптечки водителей.
Подобная комплек­тация аптечки снижает эф­фективность элемента «ОСНАЩЕНИЕ».

Комплектация аптечки должна соответствовать задачам оказания помощи.

Необходимый минимум состава аптечки:

  •  дезинфицирующая жидкость или, пропитанные ею, салфетки для обработки рук, защитной пластиковой маски и кожи вокруг раны,
  • маска для проведения искусственного дыхания,
  • резиновый баллончик для очищения полости рта и верхних дых. путей,
  •  атравматичный жгут “Альфа”,
  • складная шина “рука-нога”,
  • гипотермический пакет,
  •  бинты и лейкопластырь,
  •   противоожоговая пеленка,
  • анальгин  и прочие лекарственные препараты, набранные по усмотрению врача или фельдшера здравпункта предприятия.

Но, чтобы каждый сотрудник досконально знал содержимое аптечки и смог в любую минуту наложить жгут, шину, холод и т.п. — необходимо использовать
ее в качестве учебного пособия на занятиях.
 
В оснащении медпунктов опасных видов производства и вахтовых служб ремонтных бригад и постов ГИБДД следует иметь универ­сальные средства переноса пострадавших с земли на носилки с помощью
ковшовых  носилок и вакуумные матрасы для им­мобилизации в щадящем положении.   


4

Структура подсистемы "ОБУЧЕНИЕ"

Первый элемент – «ОБУЧАЕМЫЙ». Каждого обучаемого следует рассматривать как потенциального очевидца, который при необхо­димости должен воспользоваться знаниями и навыками, полученными на занятиях. Однако, без мотивации (ФАКТОРмотив) к получению навы­ков оказания ПП не может быть и речи об эффектив­ном обучении. С одной стороны, эту проблему помогает решить система адми­нистратив­ных мер (аттестация, допуск к работе, повышение оклада и пр.); с другой — обязательное воспитание молодежи чувств мило­сердия и сострадания, гражданского долга и ответственности за чужую жизнь, которые не позволят пройти мимо пострадавшего.

Не следует забывать о физических возможностях и психологии поведения обу­чаемого ( ФАКТОР пси и ФАКТОР фи).  Таким образом, структура элемента «ОБУЧАЕМЫЙ» аналогична структуре элемента «ОЧЕВИДЕЦ» с той разницей, что верно орга­низованный учебный процесс должен придать всем факторам процесса спасения положительное значение. Эффективность СОО  ПП при­дает именно тот факт, что помощь оказывает «ОБУЧЕННЫЙ ОЧЕ­ВИДЕЦ». 

Второй элемент — «ПОСОБИЯ».
  1. Инструкция по оказанию первой помощи
Основное назначение служебной инструкции:
·       Нормативный документ, который дает уверенность в действиях при оказании первой помощи в пределах  компетенции лица без медицинского образования с учетом его прав и обязанностей. 
·       Учебное пособие в качестве сжатого конспекта занятий, который удобно изучать в свободное время вне стен учебной аудитории.
·       Карманная памятка с элементами экстренного поиска информации.

2. Электронный учебник.
Назначение:
. Возможность изучения в любое время и в любом месте;
. Возможность оперативного обновления содержания.

3 Роботы-тренажеры пятого поколения.
Требования к тренажерам:

  •  Внешний вид: образ симпатичной девушки или подростка.
  • Рост: не более 140-160 см ( для удобства транспортировки в транспорте и на руках)
  • Вес: не более 15 кг ( многие инструкторы — изящные девушки )
  • Оболочка должна соответствовать анатомическим ориентирам  и физическим свойствам кожи тела человека. 
  • Функции:
    - имитация оживающего и умирающего организма в зависимости от правильных и ошибочных действий ( сужение и расширение зрачков, подъем грудной клетки на вдохе,  появление
      и исчезновение    пульса на сонной артерии);
    - имитация кровотечения при ранении бедренной артерии с ограничением времени его остановки;
    - имитация болевых воздействий при некорректном наложении повязок и транспорт шин на нижнюю конечность;
      -  питание автономное от сети;
    -  индикация правильных и ошибочных действий на теле робота.

Именно такой тренажер наиболее эффективен для:
- обучения навыкам реанимации команды из двух-трех человек;
-
использования, как на полигонах;
- проведения учений:

- соревнований, максимально приближенных к реальности.

К большому сожалению, все современные тренажеры для обучения навыкам оказания первой помощи создаются  «по имиджу трупа» .  Внешний вид трупа у нормального человека взывает  непреодолимое чувство физического отторжения.

Мало кто на занятиях решается даже подойти к такому мертвяку, не говоря уже, о желании прикасаться к нему руками. Подавляющее число подобных тренажеров сделаны из твердой  холодной пластмассы,  имитирующей трупное окоченение. Подвижность грудной клетки имитируют люки и чмокающие жабры на груди, а носовые ходы часто расположены на спинке носа,  шея и грудь стыкуются фартуком-слюнявчиком. Как можно обучать на таком тренажере школьников и иных  лиц, далеких от медицинской профессии?

4.  Универсальная аптечка первой помощи.
К
омплектующие этой аптечки  должны обязательно использоваться на занятиях.

 5. Аттестационный экзамен оцеки качества овладения полученными навыками.
Если смысл общепринятого экзамена сводится к оценке  заученных ответов на  заученные вопросы и  демонстрации  отдельных  навыков по оказанию первой помощи без привязки к конкретной ситуации, то в реальности лишь единицы, из успешно сдавших экзамен, смогут помочь пострадавшему.  

Для повышения практической эффективности аттестационного экзамена  следует выполнить следующие требования к его проведению:

  • ·Прежде всего, не следует путать школярский экзамен, когда за малейшую запинку снижается оценка, с реальными условиями экстремальной ситуации. Любой профессионал вправе допустить одну-две погрешности,  при условии, что он способен увидеть свою ошибку, собраться и решить основную задачу.
  •  Экзамен следует проводить в условиях полной имитации несчастного случая, когда пострадавшего или группу пострадавших располагают  на площадке места происшествия, а участники экзамена  демонстрируют навыки поведения, согласованности действий при оказании первой медицинской помощи в различных ситуациях, обозначенных в экзаменационных билетах в виде ситуационных  задач:  “Произошло поражение человека электрическим током, падение с высоты и т.п.». В ситуационные задачи должны быть  включены  все основные манипуляции, позволяющие спасти и сохранить жизнь пострадавшего. 
  • Следует разрешить непосредственным участникам экзамена давать друг другу советы, координировать и взаимно контролировать свои действия, исправлять, а лучше предупреждать ошибки партнера. Именно в этом заключается “высший пилотаж” командных действий. В реальных условиях чрезвычайной ситуации такая команда способна с честью выйти из самых сложных ситуаций.
  •   Необходимой частью экзамена является коллективный анализ допущенных     ошибок и   погрешностей  при решении ситуационной задачи. Команде предоставляется     возможность в течение 3-х минут обсудить      допущенные ошибки и погрешности. Такой “разбор полетов” крайне полезен     для закрепления навыков поведения в экстремальной ситуации.


Третий элемент – «ПРОЦЕСС». Учебный процесс, основанный на методиках тренажерного, проблемного и игрового видов обу­чения наиболее эффективен для приобретения навыков оказания ПП. При этом учебный процесс должен учитывать возрастные, социальные и профессиональные особенности аудитории.
Лучшая мотивация в освоении навыков оказания первой помощи —  это элемент состязательности с выявление лучших участников с помощью интерактивных роботов-тренажеров. Открытая аттестация  «все на глазах у всех» неизбежно вызывает азарт состязательности, когда мотивацией к совершенствованию овладения навыками является страх оказаться худшим, или наоборот —  желание стать лидером группы.

Четвертый элемент – «ПРЕПОДАВАТЕЛЬ». Наилучший препода­ватель –  это человек, владеющий навыками оказания первой  помощи и обладающий даром педагога.

Пятый элемент «КОНТРОЛЬ». Оценка качества освоенных навыков оказания ПП в реалиях несчастного случая  должна проводиться на роботах-тренажерах.

Основным критерием являются:

  • время оживления роботов,
  • время остановки наружного кровотечения,
  • наложение повязок и транспортных шин без «причинения боли». 

 



1111

© «ШКОЛА В. Г. БУБНОВА», 2016 ТЕЛЕФОНЫ: АДРЕС: E-MAIL: КУРСЫ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ
+7 (499) 748-61-10
+7 (963) 653-97-82
+7 (495) 968-14-39
г. Москва, Щелковское шоссе, д. 100,
корп. 6
info@spas01.ru
vbubnov@spas01.ru