+7 963653-97-82      

4. Дистанционная оценка состояния

1
 Дистанционная оценка состояния пострадавших
За несколько десятков шагов от пострадавшей о ее состоянии можно выяснить следующее:
 
 ПЕРВЫЙ  ВАРИАНТ 
Когда пострадавшая шевелится, призывает к помощи, раз­гова­ривает или кричит, то можно сделать безошибочный вывод — она жива и в сознании, но не может встать, потому что у нее есть какие-то повреждения или травмы,  если она не может самостоятельно подняться.
 

 

  
 ВТОРОЙ  ВАРИАНТ 
 Когда пострадавшая неподвижна и не реагирует на окружающее, то можно предположить три варианта ее состояния:
  1. Она мертва, но еще находится в состоянии клинической смерти. Необходимо немедленно приступить к реанимации.
  2. Наступила биологическая смерть.
  3. Она жива, но без сознания. Пострадавшая находится в состоянии комы. Необходимо, как можно быстрее, повернуть ее на живот.
 
 

 

 
 
 
 ТРЕТИЙ  ВАРИАНТ 
 Когда пострадавшая лежит в позе "лягушки", то необходимо, как можно быстрее, подложить валик под ее колени.
 
 
 ЧЕТВЕРТЫЙ  ВАРИАНТ 
Когда видна лужа крови – приступить к остановке кровотечения.
 
 
 
 
 
 
 
 
       Эта информация собирается очевидцем несчастного случая (волонтером) в течение нескольких секунд.
До­статочно одного внимательного взгляда, чтобы принять следующие решения:
1. В случаях подозрения клинической смерти или комы — следует заранее продумать возможность использования маски из ап­течки;
2. При виде лужи крови — следует пережать артерию рукой, использовать жгут или заме­няющее его подручное средство;
2. Если пострадавшая лежит в позе «лягушки» — следует быстрее подложить под колени раненой валик из подручных средств. 
        Любой обученный человек  (волонтер) сможет заранее определить примерный объем пред­стоящей помощи, продумать план дальнейших действий.  
       Если к месту происшествия приближается команда из нескольких человек, то:
один участник бежит к пострадавшей; 
другой – вызывает спасательные службы;
третий  - приступает к поиску табельных или подручных средств, усиливающих эффект оказания первой помощи. 

 

 

 

 

 


 

 

 

2

 
 
 

 ПРИМЕР

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННОЙ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ 
 

 


3

 
 
 

 ПРИМЕР

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННОЙ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ
 

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
         Дистанционная оценка состояния пострадавших позволит волонтерам заранее продумать план дальнейших действий, рационально распределить свои усилия, что поможет избежать излишней суеты и значительно повысить эффективность оказания помощи

 


 4 

 
 
 
Дистанционное выявление наличия ран, признаков повреждений костей и суставов 
      Сначала следует обратить внимание на позу пострадавшего и положение его конечностей:
  • поза лягушки – признак повреждения костей таза и тазобедренных суставов;
  • неестественное положение конечности или ее деформация – прелом костей конечности;
  • наличие раны, с торчащими из нее  фрагментами костей, – признак открытого перелома. 
Если раненый в сознании, то любые жалобы на боль в конечностях должны вызвать подозрение на по­вреждение костей. При малейшем подозрении на повреждение костей и суставов дать раненому обезболивающие средства и, при необходимости, наложить транспортные шины.
Важна не скорость выявления ран и повреждений, а бережное отно­шение к пострадавшему. Главное — уберечь его от лишней боли и травмирования. Профилактика развития травматического шока и его осложнений начинается с щадящего осмотра пострадавшего.
Для этого следует избегать ощупывание головы, шеи, груди, живота, костей таза, рук и ног  с целью  постановки диагноза: «хрустит-не-хрустит», «болит-не-болит».  Нет необходимости упоминать, чем может закончиться малейшее смещение височных костей, отломков ребер или тазовых и бедренных костей. Подобный осмотр может проводить только медицинский персонал, после обязательных практических занятий под контролем специалистов. Любое неосторожное прикосновение к месту повреждения может привести к летальному исходу.
        
         Лицам без медицинского образования (волонтерам) достаточно заподозрить наличие той или иной травмы и действовать по принципу гипердиагностики. Наложенный шейный корсет, транспортная шина на предплечье, голеностопный сустав  или подложенный под колени валик никогда не будут излишними.
 
 

 ПРИМЕР
дистанционное выявление наличия ран, 
признаков повреждений костей и суставов 

 

 

 

 

 

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 1
          Использование осмотра  пострадавших методом ощупывания, следует исключить из массового обучения волонтеров навыкам оказания первой помощи, как методику приводящую к излишней травматизации пострадавших, н
есущую угрозу для их жизни

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  2
          Дистанционное выявление наличия ран, признаков повреждений костей и суставов 
(гипер-диагностика) – один из факторов профилактики  развития травматического шока.
 

 


 

 

 

 

4

Структура подсистемы "ОБУЧЕНИЕ"

Первый элемент – «ОБУЧАЕМЫЙ». Каждого обучаемого следует рассматривать как потенциального очевидца, который при необхо­димости должен воспользоваться знаниями и навыками, полученными на занятиях. Однако, без мотивации (ФАКТОРмотив) к получению навы­ков оказания ПП не может быть и речи об эффектив­ном обучении. С одной стороны, эту проблему помогает решить система адми­нистратив­ных мер (аттестация, допуск к работе, повышение оклада и пр.); с другой — обязательное воспитание молодежи чувств мило­сердия и сострадания, гражданского долга и ответственности за чужую жизнь, которые не позволят пройти мимо пострадавшего.

Не следует забывать о физических возможностях и психологии поведения обу­чаемого ( ФАКТОР пси и ФАКТОР фи).  Таким образом, структура элемента «ОБУЧАЕМЫЙ» аналогична структуре элемента «ОЧЕВИДЕЦ» с той разницей, что верно орга­низованный учебный процесс должен придать всем факторам процесса спасения положительное значение. Эффективность СОО  ПП при­дает именно тот факт, что помощь оказывает «ОБУЧЕННЫЙ ОЧЕ­ВИДЕЦ». 

Второй элемент — «ПОСОБИЯ».
  1. Инструкция по оказанию первой помощи
Основное назначение служебной инструкции:
·       Нормативный документ, который дает уверенность в действиях при оказании первой помощи в пределах  компетенции лица без медицинского образования с учетом его прав и обязанностей. 
·       Учебное пособие в качестве сжатого конспекта занятий, который удобно изучать в свободное время вне стен учебной аудитории.
·       Карманная памятка с элементами экстренного поиска информации.

2. Электронный учебник.
Назначение:
. Возможность изучения в любое время и в любом месте;
. Возможность оперативного обновления содержания.

3 Роботы-тренажеры пятого поколения.
Требования к тренажерам:

  •  Внешний вид: образ симпатичной девушки или подростка.
  • Рост: не более 140-160 см ( для удобства транспортировки в транспорте и на руках)
  • Вес: не более 15 кг ( многие инструкторы — изящные девушки )
  • Оболочка должна соответствовать анатомическим ориентирам  и физическим свойствам кожи тела человека. 
  • Функции:
    - имитация оживающего и умирающего организма в зависимости от правильных и ошибочных действий ( сужение и расширение зрачков, подъем грудной клетки на вдохе,  появление
      и исчезновение    пульса на сонной артерии);
    - имитация кровотечения при ранении бедренной артерии с ограничением времени его остановки;
    - имитация болевых воздействий при некорректном наложении повязок и транспорт шин на нижнюю конечность;
      -  питание автономное от сети;
    -  индикация правильных и ошибочных действий на теле робота.

Именно такой тренажер наиболее эффективен для:
- обучения навыкам реанимации команды из двух-трех человек;
-
использования, как на полигонах;
- проведения учений:

- соревнований, максимально приближенных к реальности.

К большому сожалению, все современные тренажеры для обучения навыкам оказания первой помощи создаются  «по имиджу трупа» .  Внешний вид трупа у нормального человека взывает  непреодолимое чувство физического отторжения.

Мало кто на занятиях решается даже подойти к такому мертвяку, не говоря уже, о желании прикасаться к нему руками. Подавляющее число подобных тренажеров сделаны из твердой  холодной пластмассы,  имитирующей трупное окоченение. Подвижность грудной клетки имитируют люки и чмокающие жабры на груди, а носовые ходы часто расположены на спинке носа,  шея и грудь стыкуются фартуком-слюнявчиком. Как можно обучать на таком тренажере школьников и иных  лиц, далеких от медицинской профессии?

4.  Универсальная аптечка первой помощи.
К
омплектующие этой аптечки  должны обязательно использоваться на занятиях.

 5. Аттестационный экзамен оцеки качества овладения полученными навыками.
Если смысл общепринятого экзамена сводится к оценке  заученных ответов на  заученные вопросы и  демонстрации  отдельных  навыков по оказанию первой помощи без привязки к конкретной ситуации, то в реальности лишь единицы, из успешно сдавших экзамен, смогут помочь пострадавшему.  

Для повышения практической эффективности аттестационного экзамена  следует выполнить следующие требования к его проведению:

  • ·Прежде всего, не следует путать школярский экзамен, когда за малейшую запинку снижается оценка, с реальными условиями экстремальной ситуации. Любой профессионал вправе допустить одну-две погрешности,  при условии, что он способен увидеть свою ошибку, собраться и решить основную задачу.
  •  Экзамен следует проводить в условиях полной имитации несчастного случая, когда пострадавшего или группу пострадавших располагают  на площадке места происшествия, а участники экзамена  демонстрируют навыки поведения, согласованности действий при оказании первой медицинской помощи в различных ситуациях, обозначенных в экзаменационных билетах в виде ситуационных  задач:  “Произошло поражение человека электрическим током, падение с высоты и т.п.». В ситуационные задачи должны быть  включены  все основные манипуляции, позволяющие спасти и сохранить жизнь пострадавшего. 
  • Следует разрешить непосредственным участникам экзамена давать друг другу советы, координировать и взаимно контролировать свои действия, исправлять, а лучше предупреждать ошибки партнера. Именно в этом заключается “высший пилотаж” командных действий. В реальных условиях чрезвычайной ситуации такая команда способна с честью выйти из самых сложных ситуаций.
  •   Необходимой частью экзамена является коллективный анализ допущенных     ошибок и   погрешностей  при решении ситуационной задачи. Команде предоставляется     возможность в течение 3-х минут обсудить      допущенные ошибки и погрешности. Такой “разбор полетов” крайне полезен     для закрепления навыков поведения в экстремальной ситуации.


Третий элемент – «ПРОЦЕСС». Учебный процесс, основанный на методиках тренажерного, проблемного и игрового видов обу­чения наиболее эффективен для приобретения навыков оказания ПП. При этом учебный процесс должен учитывать возрастные, социальные и профессиональные особенности аудитории.
Лучшая мотивация в освоении навыков оказания первой помощи —  это элемент состязательности с выявление лучших участников с помощью интерактивных роботов-тренажеров. Открытая аттестация  «все на глазах у всех» неизбежно вызывает азарт состязательности, когда мотивацией к совершенствованию овладения навыками является страх оказаться худшим, или наоборот —  желание стать лидером группы.

Четвертый элемент – «ПРЕПОДАВАТЕЛЬ». Наилучший препода­ватель –  это человек, владеющий навыками оказания первой  помощи и обладающий даром педагога.

Пятый элемент «КОНТРОЛЬ». Оценка качества освоенных навыков оказания ПП в реалиях несчастного случая  должна проводиться на роботах-тренажерах.

Основным критерием являются:

  • время оживления роботов,
  • время остановки наружного кровотечения,
  • наложение повязок и транспортных шин без «причинения боли». 

 



1111

© «ШКОЛА В. Г. БУБНОВА», 2023 ТЕЛЕФОНЫ: АДРЕС: E-MAIL: КУРСЫ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ
+7 (963) 653-97-82
+7 (495) 968-14-39
г. Москва, Щелковское шоссе, д. 100, корп. 6 mimsr1@yandex.ru
v.g.bubnov@yandex.ru