+7 495968-14-39      

Дистанционная оценка состояния

Дистанционная  оценка состояния пострадавшего и безопасности места происшествия (Продолжительность – не более 10 секунд).
Основные задачи:

  • следует определить примерный объем предстоящей  помощи, продумать план дальнейших действий, и какие при­способления из аптечки могут потребоваться;
  • выяснить безопасные пути подхода к месту происшествия и на­хождения в нем пострадавшего и спасающих (угроза пожара, взрыва, падения с высоты, поражения электрическим током);
  • оценить угрозу для жизни людей на месте происшествия, на­метить меры ее устранения, либо экстренной эвакуации по­страдавшего из опасного зоны. 

Технология дистанционного сбора информации
За несколько десятков шагов от пострадавшего визуально можно выяснить следующее:

  • если пострадавший шевелится, призывает к помощи, раз­гова­ривает или кричит, то можно сделать безошибочный вывод — он жив и в сознании;
  • если пострадавший неподвижен, не реагирует на окружающее, то можно предположить три варианта его состояния:
  1. Пострадавший мертв.
  2.  Пострадавший находится без сознания, но он жив, в состоянии комы. У него должен быть пульс на сонной артерии, но, если он лежит на спине, неизбежны проблемы с проходимостью дыха­тельных путей.
  3. Пострадавший находится в состоянии клинической смерти, по­этому дорога каждая секунда.
  • При наличии лужи крови следует предположить наружное кровоте­чение,
  • В случаях неестественного положения конечностей — переломы костей.
  • Если пострадавший лежит в позе «лягушки», то речь идет о повреждении костей таза, позвоночника, тазобедренных суставов и неизбежном развитии травматического шока.

Эта информация собирается в течение нескольких секунд по мере быстрого приближения к пострадавшему. Обученному человеку до­статочно одного внимательного взгляда, чтобы принять следующие решения:

  • в случаях подозрения клинической смерти или комы — следует заранее продумать возможность использования маски из ап­течки;
  • при виде лужи крови — следует наметить, в каком месте пережать артерию рукой, использовать жгут или заме­няющее его подручное средство.
  • Если пострадавший лежит в позе «лягушки», то следует: по­быстрее подложить под колени раненого валик из подручных средств наиболее щадящим способом; решить, что можно использовать в качестве щита, если возникнет необходимость в транспортировке пострадавшего своими силами.

Значение
По мере приближения к пострадавшему, любой дееспособный обученный человек может заранее определить примерный объем пред­стоящей  помощи, продумать план дальнейших действий и наметить их необходимое обеспечение. Предварительная оценка состояния пострадавшего и безопасности места происшествия позво­лит избежать паники и суеты в последующих действиях, даст возмож­ность принять более взвешенные и рациональные решения в экстре­мальной ситуации, заранее увидеть угрозу для жизни людей и принять меры либо для ее устранения, либо экстренной эвакуации из опасной зоны.

 

ПРИМЕРЫ 
ДИСТАНЦИОННОЙ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ ПОСТРАДАВШЕГО
 

  


 

 

 

4

Структура подсистемы "ОБУЧЕНИЕ"

Первый элемент – «ОБУЧАЕМЫЙ». Каждого обучаемого следует рассматривать как потенциального очевидца, который при необхо­димости должен воспользоваться знаниями и навыками, полученными на занятиях. Однако, без мотивации (ФАКТОРмотив) к получению навы­ков оказания ПП не может быть и речи об эффектив­ном обучении. С одной стороны, эту проблему помогает решить система адми­нистратив­ных мер (аттестация, допуск к работе, повышение оклада и пр.); с другой — обязательное воспитание молодежи чувств мило­сердия и сострадания, гражданского долга и ответственности за чужую жизнь, которые не позволят пройти мимо пострадавшего.

Не следует забывать о физических возможностях и психологии поведения обу­чаемого ( ФАКТОР пси и ФАКТОР фи).  Таким образом, структура элемента «ОБУЧАЕМЫЙ» аналогична структуре элемента «ОЧЕВИДЕЦ» с той разницей, что верно орга­низованный учебный процесс должен придать всем факторам процесса спасения положительное значение. Эффективность СОО  ПП при­дает именно тот факт, что помощь оказывает «ОБУЧЕННЫЙ ОЧЕ­ВИДЕЦ». 

Второй элемент — «ПОСОБИЯ».
  1. Инструкция по оказанию первой помощи
Основное назначение служебной инструкции:
·       Нормативный документ, который дает уверенность в действиях при оказании первой помощи в пределах  компетенции лица без медицинского образования с учетом его прав и обязанностей. 
·       Учебное пособие в качестве сжатого конспекта занятий, который удобно изучать в свободное время вне стен учебной аудитории.
·       Карманная памятка с элементами экстренного поиска информации.

2. Электронный учебник.
Назначение:
. Возможность изучения в любое время и в любом месте;
. Возможность оперативного обновления содержания.

3 Роботы-тренажеры пятого поколения.
Требования к тренажерам:

  •  Внешний вид: образ симпатичной девушки или подростка.
  • Рост: не более 140-160 см ( для удобства транспортировки в транспорте и на руках)
  • Вес: не более 15 кг ( многие инструкторы — изящные девушки )
  • Оболочка должна соответствовать анатомическим ориентирам  и физическим свойствам кожи тела человека. 
  • Функции:
    - имитация оживающего и умирающего организма в зависимости от правильных и ошибочных действий ( сужение и расширение зрачков, подъем грудной клетки на вдохе,  появление
      и исчезновение    пульса на сонной артерии);
    - имитация кровотечения при ранении бедренной артерии с ограничением времени его остановки;
    - имитация болевых воздействий при некорректном наложении повязок и транспорт шин на нижнюю конечность;
      -  питание автономное от сети;
    -  индикация правильных и ошибочных действий на теле робота.

Именно такой тренажер наиболее эффективен для:
- обучения навыкам реанимации команды из двух-трех человек;
-
использования, как на полигонах;
- проведения учений:

- соревнований, максимально приближенных к реальности.

К большому сожалению, все современные тренажеры для обучения навыкам оказания первой помощи создаются  «по имиджу трупа» .  Внешний вид трупа у нормального человека взывает  непреодолимое чувство физического отторжения.

Мало кто на занятиях решается даже подойти к такому мертвяку, не говоря уже, о желании прикасаться к нему руками. Подавляющее число подобных тренажеров сделаны из твердой  холодной пластмассы,  имитирующей трупное окоченение. Подвижность грудной клетки имитируют люки и чмокающие жабры на груди, а носовые ходы часто расположены на спинке носа,  шея и грудь стыкуются фартуком-слюнявчиком. Как можно обучать на таком тренажере школьников и иных  лиц, далеких от медицинской профессии?

4.  Универсальная аптечка первой помощи.
К
омплектующие этой аптечки  должны обязательно использоваться на занятиях.

 5. Аттестационный экзамен оцеки качества овладения полученными навыками.
Если смысл общепринятого экзамена сводится к оценке  заученных ответов на  заученные вопросы и  демонстрации  отдельных  навыков по оказанию первой помощи без привязки к конкретной ситуации, то в реальности лишь единицы, из успешно сдавших экзамен, смогут помочь пострадавшему.  

Для повышения практической эффективности аттестационного экзамена  следует выполнить следующие требования к его проведению:

  • ·Прежде всего, не следует путать школярский экзамен, когда за малейшую запинку снижается оценка, с реальными условиями экстремальной ситуации. Любой профессионал вправе допустить одну-две погрешности,  при условии, что он способен увидеть свою ошибку, собраться и решить основную задачу.
  •  Экзамен следует проводить в условиях полной имитации несчастного случая, когда пострадавшего или группу пострадавших располагают  на площадке места происшествия, а участники экзамена  демонстрируют навыки поведения, согласованности действий при оказании первой медицинской помощи в различных ситуациях, обозначенных в экзаменационных билетах в виде ситуационных  задач:  “Произошло поражение человека электрическим током, падение с высоты и т.п.». В ситуационные задачи должны быть  включены  все основные манипуляции, позволяющие спасти и сохранить жизнь пострадавшего. 
  • Следует разрешить непосредственным участникам экзамена давать друг другу советы, координировать и взаимно контролировать свои действия, исправлять, а лучше предупреждать ошибки партнера. Именно в этом заключается “высший пилотаж” командных действий. В реальных условиях чрезвычайной ситуации такая команда способна с честью выйти из самых сложных ситуаций.
  •   Необходимой частью экзамена является коллективный анализ допущенных     ошибок и   погрешностей  при решении ситуационной задачи. Команде предоставляется     возможность в течение 3-х минут обсудить      допущенные ошибки и погрешности. Такой “разбор полетов” крайне полезен     для закрепления навыков поведения в экстремальной ситуации.


Третий элемент – «ПРОЦЕСС». Учебный процесс, основанный на методиках тренажерного, проблемного и игрового видов обу­чения наиболее эффективен для приобретения навыков оказания ПП. При этом учебный процесс должен учитывать возрастные, социальные и профессиональные особенности аудитории.
Лучшая мотивация в освоении навыков оказания первой помощи —  это элемент состязательности с выявление лучших участников с помощью интерактивных роботов-тренажеров. Открытая аттестация  «все на глазах у всех» неизбежно вызывает азарт состязательности, когда мотивацией к совершенствованию овладения навыками является страх оказаться худшим, или наоборот —  желание стать лидером группы.

Четвертый элемент – «ПРЕПОДАВАТЕЛЬ». Наилучший препода­ватель –  это человек, владеющий навыками оказания первой  помощи и обладающий даром педагога.

Пятый элемент «КОНТРОЛЬ». Оценка качества освоенных навыков оказания ПП в реалиях несчастного случая  должна проводиться на роботах-тренажерах.

Основным критерием являются:

  • время оживления роботов,
  • время остановки наружного кровотечения,
  • наложение повязок и транспортных шин без «причинения боли». 

 



1111

© «ШКОЛА В. Г. БУБНОВА», 2017 ТЕЛЕФОНЫ: АДРЕС: E-MAIL: КУРСЫ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ
+7 (963) 653-97-82
+7 (495) 968-14-39
г. Москва, Щелковское шоссе, д. 100,
корп. 6
info@spas01.ru
vbubnov@spas01.ru