+7 495968-14-39      

Опыт привлечения медицинских работников

9

Опыт привлечения медицинских работников
к массовому обучению приемам оказания ПП
в учебных заведениях и на производстве
  

Все попытки привлечь  медицинских работников к массовому обучен обучения населения  приемам ПП терпели неудачу и заканчивались полным крахом. Достаточно вспомнить  полный провал с  медицинской подготовкой водителей в автошколах.

Неизбежность краха следующей попытки чиновников Минздрава заложена в следующих причинах.

Причина первая
Практика привлечения к преподаванию врачей или медсестер ока­залась неэффективной. Как показывает жизнь, быть хорошим вра­чом – еще не значит быть хорошим преподавателем или инструк­тором. Если занятия проводит непрофессиональный пе­дагог, то они проходят под шелест газет. Отчет об эффективности таких «мероприятий» состоит из количества «охваченных лиц» и тол­щины записанных слушателями конспектов.

О реальном при­обре­тении навыков оказания ПП нет и речи. На протяжении десятиле­тий такой подход к обучению сформировал злостный и даже аг­рессивный формализм. Его сторонники продолжают утверждать, что без лекций по анатомии, физиологии человека, подробного изучения механизмов получения травмы и законов развития пато­логических состояний невозможно научить ока­занию ПП. Пре­одолеть эту концепцию очень сложно.

Таким образом, основной причиной низкой эффективности обучения является отсутствие профессионализма в организации и про­ведении учебного процесса. Из структуры обучения выпадают сразу два элемента: «ПРЕ­ПОДА­ВАТЕЛЬ» и  «ПРОЦЕСС».

Причина вторая
Проведение учений по сценариям малореальной ситуации хи­мического или ядерного поражения не решает реальных задач оказания ПП. В большинстве случаев практиковались эстафеты в противогазах с носилками. Качество подготовки сотрудников оценивалось по следующим критериям:
- скорость надевания противогаза;
- скорость и правильность наложения жгута, повязки и шины;
- скорость переноса пострадавшего на руках, на носилках или «на закорках».
Отработанные на учениях навыки можно было использовать только на последующих военизированных эстафетах. В этих случаях неадекватно использовались следующие элементы СОО ПП: «ПРОЦЕСС» и «КОНТРОЛЬ».

Причина третья
Программы и методы подготовки медицинского персонала ока­зались непригодны для массового обучения школьников, рабочих и служащих. Игнорирование этого факта заводило проблему в тупик. Даже подробное изучение анатомии, физиологии и пато­генеза, посещение моргов и отделений реанимации не может дать человеку без медицинского образования самого главного – привить мировоззрение медицинского работника, воспитать сознание про­фес­сионального медика.

Практика обучения персо­нала спа­сатель­ных служб и опасных производств в медицинских учебных заве­дениях очень часто приводила к обратному эф­фекту – у многих слушателей складывался комплекс недоучек: полученные знания и сложную медицинскую терминологию они начинали использовать не для спасения пострадавшего, а для оправдания своего бездей­ствия и трусости. В подобных случаях из принятой нами эталонной схемы выбывает элемент «ПРОЦЕСС».

Причина четвертая
Знать приемы и даже владеть навыками оказания ПП – еще не означает уметь ими воспользоваться в экстремальной си­туации. Увидеть умирающего, окровавленного пострадавшего, а тем более своего сослуживца или товарища –  колоссальный стресс для каждого человека.

Обучение без учета психоло­гического фактора и замалчивание многих психологических аспектов в оказании ПП неизбежно приводило к формализму как в приобретении навы­ков, так и в их использовании.

Любой человек, оказавшийся в толпе очевидцев, может назвать как минимум четыре страха, которые не позволяют приступить к оказанию помощи.
  Первый страх: «Я боюсь навредить. Он может умереть по моей вине».
 
Второй страх: «Пострадавшего я почти не знаю, поэтому боюсь заразиться СПИДом, гепатитом, сифилисом и др.»  
 
Третий страх: «Почему именно я должен подойти первым, что я самый умный, самый... Ведь именно мои действия будут осуж­даться, именно я должен буду принимать решения и понесу всю тяжесть ответственности».
Четвертый страх: «Если пострадавший лежит без признаков жизни, а я не смог его оживить, то мне придется оправдываться, доказывать, что не я его убил».

Именно психологический фактор, который не учитывается ни одной из имеющихся на сегодняшний день методик, превращал обучение приемам оказания ПП в пустую формальность. Не следует забы­вать, что если у спасателей, милиционеров, по­жарных, энергетиков и персонала многих других опасных про­изводств есть про­фес­сиональная мотивация к спасению жизни пострадавшего, то у большинства очевидцев несчастного случая возникает вопрос «За­чем мне это надо?»

Совершенно очевидно, что оказание ПП неизбежно приведет к потере личного или рабочего вре­мени и риску куда-то опоздать; порче собственной одежды, которая будет неизбежно запачкана кровью и грязью; угрозе инфицирования СПИДом, гепа­титом, сифилисом и пр., с риском заражения своих близких; а в случаях летального исхода и уголовной ответственности.

Поэтому у каждого человека за­ко­но­мерно возникает вопрос если не о мате­риальной ком­пен­сации перечисленных неприятностей, то хотя был о моральном стимуле его альтруистического поступка. При фор­маль­ном обу­чении — это совершено ненужный фактор.

При про­ведении описанных выше лекций организаторам безразлично, кто конкретно будет оказывать помощь и какие реальные проблемы могут возникнуть, главное – отчитаться числом «охваченных лиц» и толщиной их конспектов. Таким образом, из структуры эффектив­ной СОО ПП полностью выпадают элементы: (ФАКТОРпси), (ФАКТОР мотив ) и (ФАКТОР физ).

Анализ комплектации аптечек ПП показал, что для спасения жизни в экстремальной ситуации их со­держимого явно недостаточно, так как бинты, «зеленка» и ножницы не могут решить эту проблему. Аптечки, содер­жимое которых не может быть использовано для оказания первой помощи, также провоцируют формальное отношение к  спасению человеческой жизни. Зачем отрабатывать навыки наложения, упомя­нутого выше, жгута и введения воздуховода, если их использование может принести больше вреда, нежели пользы? Подобная комплек­тация аптечки снижает эф­фективность элемента «ОСНАЩЕНИЕ».

 


111

© «ШКОЛА В. Г. БУБНОВА», 2017 ТЕЛЕФОНЫ: АДРЕС: E-MAIL: КУРСЫ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ
+7 (963) 653-97-82
+7 (495) 968-14-39
г. Москва, Щелковское шоссе, д. 100,
корп. 6
info@spas01.ru
vbubnov@spas01.ru