+7 499748-61-10      

Научно-практическое обоснование

Причины создания технологии массового обучения
навыкам оказания первой помощи (лайфрестлинга)
с использованием роботов-тренажеров
пятого поколения
доктора В.Г. Бубнова
 

К большому сожалению, до сих пор нет эффективной методики массового обучения навыкам первой помощи.  Как показывает пятилетний опыт проведения Всероссийских школьных олимпиад по ОБЖ, ни сами школьники, ни их преподаватели, не владеют навыками оказания первой помощи. На протяжение  пяти лет, из года в год, перед организаторами  возникает одна и та же проблема — подготовить участников к достойному выступлению во время проведения предварительных семинаров. В школьных программах по ОБЖ этой проблеме уделяется не более 2-х часов на класс из 20-30 учеников.
В результате ни один выпускник не может оказать первую помощь на месте происшествия.  Двести участников школьных олимпиад можно не принимать в расчет — они не решают этой проблемы всеобщего среднего образования.
 

Массовый отказ водителей от оказания первой помощи пострадавшим в ДТП уже давно никого не удивляет.  Причиной такого позорного явления  стал махровевший формализм обучения в  автошколах. В течение 2-х часов, в свободное от работы время, кандидат в водители должен освоить 58 обязательных практических навыков оказания первой помощи.  («Первая помощь». Учебник для водителей. Под редакцией В.Г. Авдеевой. Москва, 2009).  По сути, для подготовки водителей, Минздравосоцразвития утвердил четырехгодичную программу подготовки фельдшеров. Зачем? Правильно! Водительские права нужны, как воздух. Успешная аттестацияглавное кредо всех автошкол. Однако, если предложить любому человеку, получившему таким образом водительские права, остановить кровотечение из бедренной артерии, то становится совсем не смешно.

Именно такие водители зачастую удирают с места происшествия. Из страха, что откроется обман в законности получения водительских прав, такой недоучка обязательно сбежит с места происшествия, оставив несчастного умирать без малейшего шанса на спасение. Одно преступление неизбежно порождает другое —  более тяжёлое по своим последствиям.

Получается, что лица, внедрившие в жизнь такие преступные программы, рассчитывали на следующее: «Получи (или купи) необходимые  для формальной отчётности документы и проходи мимо лежащего на дороге человека  с чистой совестью. Все равно ничего не знаешь и не умеешь. А проблемы умершего исчезнут вместе с ним». Наверное, из этих же соображений была одобрена аптечка для водителей ФЭСТ. Она же — «Предъяви для техосмотра». Она же — «Ухмылка гаишника или улыбка смерти». На редкость точное название. Её отсутствие вызывало довольную ухмылку инспектора ДПС (повод для штрафа или его аналога), а в случае дорожно-транспортного происшествия ее содержимым невозможно оказать помощь. Вложить, вместо кровоостанавливающего жгута, жгут для забора крови и внутривенных инъекций —  это уже самое настоящее мошенничество на крови.  

Не секрет, что многие из дипломированных медицинских работников элементарно не могут  оказать первую помощь вне стен лечебных учреждений. Выпускники медицинских вузов не обучены  оказанию первой помощи при несчастных случаях в быту и на производстве, на дорогах или на водах.  На третьем курсе  на кафедре общей хирургии отводится всего три часа на отработку навыков сердечно-легочной реанимации для всей группы (по 5 минут на человека!). Обучению навыкам остановки  наружного кровотечения  за все семь лет обучения отводится  не более 20 минут. И на этом все!

Всё выше сказанное, заставило автора создать новую методику массового обучения навыкам оказания первой помощи в формате кратосрочных учебно-тренировочных сборов и прикладного вида спорта «ЛАЙФРЕСТЛИНГ» (что в переводе с анг. —  БОРЬБА за ЖИЗНЬ), которая позволит неформально обучить водителей, преподавателей школ и вузов, персонала опасных видов производства и транспорта, а так же всех желающих оказать первую помощь, человеку, попавшему в беду.  

Лайфрестлинг — это  неформальное обучение  навыкам оказания первой помощи всех, кто, получив медицинский или педагогический диплом, водительские права или свидетельство специалиста по охране труда, желает  научиться  реально спасать жизни своих сограждан и близких.  

Cоставляющие лайфрестлинга 

Первая составляющая
Методика медицинской подготовки элитных спецподразделений.
Опыт боевых действий элитных спецподразделений наглядно показывает, что в случаях опасного кровотечения или развития состояния комы, клинической смерти или повреждения костей, решающим в спасении раненого является четкое использование навыков оказания первой помощи, а не умение владеть медицинской терминологией и классификацией различных травм и повреждений. Основа подготовки военного разведчика укладывается в универсальный принцип: «С одного взгляда (за минимальное время) взять максимальный объём информации, и минимальными действиями — достигнуть максимального эффекта». Таким образом, без досконального знания анатомии и физиологии, но эффективном использовании навыков первой помощи, успешно решалась проблема выживания раненых. Задача обучения бойцов многих спецподразделений основным навыкам оказания первой помощи до сих пор возложена на командиров этих подразделений, без привлечения медицинских работников.

Вторая составляющая
Опыт использования комплекса ГТО («Готов к труду и обороне!»)
Необоснованно забытый комплекс ГТО, состоящий всего из шести или восьми (в зависимости от пола и возраста) обязательных упражнений, и сегодня является самой эффективной системой физической подготовки населения. Миллионы советских граждан в возрасте от 10 до 60 лет без особых премудростей спортивного мастерства, после необходимой тренировки, достигали достаточно хорошей физической формы, позволяющей успешно трудиться, нести службу в армии и сохранять свое здоровье.

И сегодня трудно переоценить значение этого комплекса для повышения обороноспособности Государства. Остается только сожалеть, что подавляющему большинству нашей молодежи очень не хватает умения хорошо плавать, бегать, подтягиваться и отжиматься. А ведь речь шла о массовом освоении лишь шести или восьми упражнений физической подготовки.

Третья составляющая
Учебно-тренировочные сборы.
Наиболее эффективная форма обучения, широко используемая в подготовке военнослужащих и спортсменов. Для спасения и сохранения жизни пострадавших до прибытия медицинских работников достаточно использовать не более восьми навыков оказания первой помощи. Для решения этой задачи в обучение навыкам оказания первой помощи заложена методика подготовки спортсменов и военнослужащих в формате краткосрочных трехдневных учебно-тренировочных сборов, в которых принимают участие команды из четырех человек. 
Первый день.
Команды отрабатывают каждый навык по отдельности.
Второй день. 
Участники учатся применять полученные навыки в десяти ситуационных задачах, имитирующих реалии несчастного случая. Суть обучения сводится к выполнению девяти навыков оказания первой помощи в реальной ситуации. В случае успешного решения девяти дополнительных «призовых задач», команде начисляются «призовые секунды», которые обязательно учитываются при подведении итоговой оценки аттестации. Особое внимание уделяется десятой ситуационной задаче на тему дорожно-транспортного происшествия, когда в числе пострадавших оказываются младенец, подросток и две девушки. В решении этой задачи призовые баллы не начисляются, но учитываются все ошибки в ее решении в виде начисления штрафного времени.
На третий день. 
Проводится открытая аттестация (все на глазах у всех), когда под контролем времени и качества исполнения, команда из четырех участников должна решить десятую ситуационную задачу оказания первой помощи четырём пострадавшим. Открытая аттестация неизбежно приводит к азарту состязательности.
Открытая аттестация или чемпионат по лайфрестлингу
Именно командное решение десятой ситуационной задачи носит настолько эмоциональный характер, что её причислили к экстремальным видам спорта. Однако следует учитывать, что на окончательный результат выступления команды влияют и призовые секунды, полученные при решении девяти «призовых задач» во время проведения занятий. Спортивный азарт не должен уменьшать качество освоения навыков оказания первой помощи в различных экстремальных ситуациях.При этом ситуационная задача с четырьмя пострадавшими в ДТП остается неизменной из года в год, а девять «бонусных задач» учебно-тренировочных сборов, повторяются с периодичностью в 5-6 лет. Иными словами, каждый год на очередных учебно-тренировочных сборах и состязаниях по лайфрестлингу Всероссийского уровня новое поколение спортсменов- курсантов сталкивается с новыми «призовыми задачами» впервые. В этом заключается эффект новизны, а фактор неожиданности прекрасно оттачивает умение действовать в нестандартных ситуациях.

Четвертая составляющая
«Атлас добровольного спасателя»
На занятиях нет необходимости вести конспекты. Вся требуемая информация об оказании первой помощи изложена в  данном учебном пособии. Его назначение  — «не загрузить» читателя медицинской терминологией и классификациями кровотечений, ран и переломов костей, а разъяснить последствия опасных ситуаций и состояний для пострадавшего, научить быстро определять их признаки  и тактике действий в оказании первой помощи. Атлас снабжен большим количеством наглядных иллюстраций и схемами алгоритмов действий.  Учебное пособие изучается вне стен учебного класса, что позволяет не тратить время на конспектирование и  уделить больше времени отработке практических навыков.

Пятая составляющая
Роботы-тренажеры пятого поколения доктора В.Г. Бубнова  
Практические навыки отрабатываются на специальных интерактивных роботах-тренажерах, которые отвечают следующим требованиям:
1. Внешний вид роботов представляет собой одушевленные образы симпатичного подростка, миловидной девушки, очаровательного младенца  с «теплой кожей-оболочкой».  Это позволяет устранить чувство неприязни, которое неизбежно вызывают у обучаемых тренажеры с традиционным видом трупов (утопившихся, подавившихся, повесившихся, сгоревших и прочее).
2. Питание роботов полностью автономно от электросети. Контроллер качества выполнения навыков оказания первой помощи, процессор и индикация встроены в грудную клетку и конечности тренажеров.  Впервые тело тренажеров превращено в объемный дисплей, реагирующий на правильные и ошибочные действия обучаемого  «подкожным свечением»  специальных индикаторов. Многие роботы снабжены  речевыми комментаторами  и голосовыми индикаторами, что позволяет  их использовать  на полигонах ,  в спортивных залах, коридорах и холлах, на стадионах и газонах.
Использование роботов в обучении навыкам оказания первой помощи:
1.
Отработка навыков непрямого массажа.  При достаточной силе и глубине нажатий появляется пульсовая волна на сонной артерии, и загорается оранжевый светодиод на грудной клетке тренажера. В  случае нарушения правил проведения компрессий на грудную клетку происходит перелом ребер.  При переломе  каждого ребра зажигается красное пятно «боли». В случае перелома шести ребер раздается характерный зуммер, сообщающий о полной утрате шансов на оживление. В случае перелома мечевидного отростка загорается красный светодиод «боли» и раздается характерный звуковой зуммер.
2. Отработка навыков проведения  вдоха искусственного дыхания.    При каждом эффективном проведении вдоха ИВЛ поднимается грудная клетка робота, и зажигается синий индикатор вдоха. При несоблюдении правил проведения вдоха искусственного дыхания  робот не отреагирует подъёмом грудной клетки и  светодиодной индикацией вдоха.
3. Отработка комплекса сердечно-легочной реанимации. Контрольное время оживления робота: 3 минуты. Если не было допущено ни одной ошибки и погрешности, то робот «оживет» за 2,5 минуты. У него появится пульс на сонной артерии, и сузятся зрачки. При совершении ошибок в проведении комплекса сердечно-легочной реанимации  зрачки расширяются, а время оживления увеличивается.  Перелом каждого ребра увеличивает время «оживления» на 30 секунд, неэффективный вдох — на 10 секунд и т.д. 
Если экзаменуемый (или группа из 2-3 спасателей) не смог уложиться в контрольное время,  то предоставляется неограниченное число попыток для достижения надлежащего результата. 
(Бойцы элитного спецподразделения довели время оживления  робота-тренажёра «ГОШИ» до 1 минуты 55 секунд.)
4. Отработка навыков поворота пострадавшего, находящегося в состоянии комы, на живот. Если в течение  30 секунд робот не повернут на живот, то у него исчезнет пульс на сонной артерии, и он «умрёт». Если экзаменуемый не смог уложиться в контрольное время, то предоставляется неограниченное число попыток для достижения надлежащего результата. 
5.
Обучение навыкам извлечения инородного тела  из верхних дыхательных путей и ротовой полости. Если в течение 30 секунд повернуть младенца на живот, опустить его голову ниже таза и пальцем извлечь инородное тело, то раздастся пронзительный, жизнеутверждающий крик, который вызывает слезы даже у маститых спасателей. Лицо робота покраснеет, а пульс на плечевой артерии будет сохраняться 
в течение десяти минут. Если не выполнить любой из пунктов этого алгоритма, то младенец «умирает». Его лицо бледнеет, и исчезает пульс на плечевой артерии.  В случае неудачи предоставляется неограниченное число попыток для достижения надлежащего результата
6. Отработка навыков остановки кровотечения из бедренной артерии. Если в течение 2-х минут с помощью прижатия рукой или жгута не остановить кровотечение, то исчезнет пульс на сонной артерии, и робот «умрёт» от невосполнимой потери крови. (Скорость потери крови: 1,5 литра в минуту.)  В случае неудачи предоставляется неограниченное число попыток для достижения надлежащего результата. 
 (Время  остановки кровотечения из бедренной артерии с помощью жгута у робота-тренажера «ГЛАША»  ученицей 9-го класса средней школы Ириной Бабаевой— 10 секунд.)
7. Отработка навыков корректного наложения стерильных повязок, транспортных шин, перекладывания и транспортировки на носилках. Если «поврежденная» конечность вспыхнула красным светом «боли», и робот издал хотя бы один «стон», то требуется добиться качества овладения этими навыками до надлежащего уровня. 

Объективная методика оценки качества освоенных навыков
оказания первой помощи

На сегодняшний день нет более объективной оценки  качества усвоенных  навыков первой помощи. Использование роботов-тренажеров пятого поколения устраняет субъективность и неточность в аттестации.  При использовании такого контроля нет необходимости выставлять оценки «удовлетворительно», «хорошо» или «отлично».  Главным критерием оценки становится принцип: «Умеешь — не умеешь».  Однако время и качество выполнения навыков находятся в прямой зависимости. Чем лучше техника выполнения навыков, тем быстрее достигается требуемый результат.  Это эффект обучения обязательно приводит к азарту состязательности.

Опыт проведения аттестаций показал: они являются настолько увлекательными и эмоциональными, что на их основе был создан новый вид экстремального спорта — Лайфрестлинг (борьба за жизнь), когда у спортсмена выделяется адреналин не от смертельного риска, а от восторга за спасенные жизни младенца, девушки и подростка. Таким образом, новый вид спорта стал эффективной методикой массового обучения навыкам оказания первой помощи или, наоборот, методика массового обучения с использованием роботов- тренажеров пятого поколения стала новым видом спорта.

  Право на  проведение учебно-тренировочных сборов
 и организацию конкурсов профессионального мастерства,  
организацию состязаний по лайфрестлингу и судейство

 

Организовывать обучение команд на учебно-тренировочных сборах, проводить состязания  и судейство по лайфрестлингу имеет право любой гражданин в возрасте от 18 лет, прошедший пятидневную подготовку в Национальном центре обучения навыкам оказания первой помощи "ШКОЛА БУБНОВА" и получивший свидетельство установленного образца с записью: "Инструктор массового обучения навыкам оказания первой помощи после несчастного случая или теракта. Судья-инструктор по лайфрестлингу".

Использование  лайфрестлинга  в формате  чемпионатов с обязательным проведением учебно-тренировочных сборов  может стать самой  эффективной по качеству и  самой массовой по охвату всех слоёв населения, благодаря следующим  очевидным преимуществам:

  1.  Возможность привлечь к проведению учебно-тренировочных сборов  неограниченное число инструкторов, прошедших соответствующие курсы, из числа лиц различных профессий и рода занятий
  2.  Возможность использовать для проведения сборов и курсов обучения не дорогостоящие, специально оборудованные,  учебные аудитории и классы, а  спортивные залы и площадки, коридоры и просторные холлы, газоны парков и скверов.  
  3. Относительно низкой стоимостью роботов-тренажеров отечественного производства. Цена российских тренажеров на порядок ниже ближайших зарубежных аналогов, не имеющих многих возможностей роботов-тренажеров пятого поколения.  Ни один тренажер в мире не является обладателем сразу двух золотых медалей Международного  салона изобретений и инноваций в  Швейцарии (г. Женева). 
  4. Спортивный азарт и доступность обучения и тренировок позволяют охватить обучением навыкам оказания первой помощи неограниченное число граждан, желающих прийти на помощь пострадавшему после несчастного случая на водах и дрогах, в быту и на производстве. 

Апробация обучения навыкам оказания первой помощи
в формате  проведения краткосрочных сборов
на  конкурсах профессионального мастерства

1997-2011
Профессиональные конкурсы (открытые чемпионаты) поисково-спасательных формирований МЧС России.
 

2000 -2005
Внедрение  основных составляющих лайфрестлинга в РАО «ЕЭС России»
Смертность при несчастных случаях на объектах электроэнергетики снизилась на 50%
(800 000 работников)
 

2000 - 2011
ОАО «Аэрофлот. Российские авиалинии» (Учебный центр «Шереметьево»).

2001-2011
Элитные подразделения ФСБ, ВМФ, ГРУ, ВВ, МЧС Российской Федерации.

2005
Общественная организация «Россия-НАТО» (г. Москва, учебная база «Профсоюзная -31»)
Увидев результат, представители НАТО отказались от дальнейшего участия в проекте, заявив, что повышение обороноспособности Российского Государства не входит в их задачи.

2007-2011
Российский Государственный университет физической культуры, спорта и молодежной политики (Москва)
учебные центры РусГидро (Волжский, Корпоративный университет гидроэнергетики)

2008
Элитные подразделения КГБ, МВД и МЧС Республики Беларусь (Минск),
Уральский центр охраны труда и средств защиты энергетиков (Екатеринбург).

2009-2013
Всероссийские Олимпиады школьников по ОБЖ (Кисловодск, Сургут, Иркутск, Пятигорск).

2010-2012
Учебный центр ОАО «Холдинг МРСК» УЦ «Энергетик» (Вологда),
Донской Государственный Технический Университет (Ростов-на-Дону)

Награды

Золотые медали  ХХVIII и  XXXVI Международных салонов инноваций и изобретений  (г. Женева) в номинациях «Медицина» и «СПОРТ И ЗДОРОВЬЕ».

Три золотые медали Международного конкурса «НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ».

Шесть золотых медалей «Лауреат ВВЦ»

Золотой знак «ПРИЗНАНИЕ ЗАСЛУГ ПЕРЕД ИСЛАМСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИЕЙ» Международного исламского университета (Иран).

Благодарность Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви

© «ШКОЛА В. Г. БУБНОВА», 2016 ТЕЛЕФОНЫ: АДРЕС: E-MAIL: КУРСЫ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ
+7 (499) 748-61-10
+7 (963) 653-97-82
+7 (495) 968-14-39
г. Москва, Щелковское шоссе, д. 100,
корп. 6
info@spas01.ru
vbubnov@spas01.ru